Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Первые арабские деньги в Россию «затащил» Рамзан Кадыров

Экономикa В регионе
Первые арабские деньги в Россию «затащил» Рамзан Кадыров Фото: Фонд FB

В Грозном начал работу инвестиционный фонд, который займется поддержкой инноваторов и предпринимателей.

Пятьдесят миллионов долларов в этот фонд было вложено инвесторами из монаршей семьи Объединенных арабских эмиратов. Значит ли это, что арабские финансы теперь рекой потекут в Россию?

Кадыров нацелился на Катар

С каждым годом чеченский лидер Рамзан Кадыров ведет все более активную деятельность на внешнеполитической арене: с визитами он объездил, кажется, уже почти весь Ближний Восток – от Саудовской Аравии до Турции и даже Сирии. В нынешнем году у него был даже запланирован визит в Катар, однако после недавних событий вокруг этой страны (крошечной, но богатейшей) неясно, пожалует ли сюда Кадыров. Итоги этих поездок официальные лица комментировали скупо. Взять хотя бы недавнюю поездку Кадырова в Королевство Бахрейн – островное государство с полуторамиллионным населением, которое считается одним из финансовых центров арабского мира. Российская пресса об этом визите практически ничего не написала, да и арабская, кстати, тоже.

А ведь Кадыров встретился с королём, премьер-министром, членами правительства и руководством Олимпийского комитета Бахрейна. Обсуждали, как пишет официальное информагентство Bahrain News Agency (BNA), сотрудничество в сфере туризма, спорта, сельского хозяйства… И всё, более никаких деталей. Так зачем Кадыров ездит по всему Ближнему Востоку? О крупных проектах, которые бы реализовали в Чечне арабские инвесторы, не было слышно. Но лишь до последнего времени. 24 мая в Грозный прибыл один из самых известных финансистов в арабском мире Хусейн аль-Новэйс. Приехал он в чеченскую столицу по инициативе президента Объединённых арабских эмиратов (ОАЭ) шейха Халифы бин Зайеда Аль Нахайяна. Аль-Новэйс возглавляет несколько правительственных структур в столичном эмирате (провинции) Абу-Даби, в частности, он председатель правления инвестиционного фонда Khalifa. Этот фонд сегодня финансирует в Грозном две грандиозные стройки: пятизвездочного гостиничного комплекса Canvas и международного университета на четыре тысячи студентов.

Чечне – 70 тысяч рабочих мест

О фонде Khalifa стоит рассказать особо. Он учрежден правительством эмирата Абу-Даби и занимается кредитованием малого и среднего бизнеса. По данным отчета за 2015 год (более свежего еще нет), всего с момента учреждения в 2007 году фонд профинансировал 1165 инвестиционных проектов на общую сумму 1,4 млрд. дирхамов (это более 20 миллиардов рублей). Суверенный фонд работал сначала только на территории эмирата Абу-Даби, но затем стал «расширяться» и в соседние провинции. И вот теперь в Чечне появится аналогичный фонд (он назван в честь арабского шейха Зайеда), пусть и в меньших масштабах. Стартовый капитал, с которым арабские инвесторы приходят в Чечню, – $50 млн (для сравнения: общий капитал Khalifa составлял, согласно отчету за 2015 год, порядка $550 миллионов). В течение десяти лет арабские инвесторы намерены выдать в Чечне кредитов на общую сумму $300 миллионов: в результате должно появиться три тысячи новых производств с 70 тысячами рабочих мест.

Как заявил во время визита Хусейн аль-Новэйс, приоритетными направлениями для финансирования он считает производство стройматериалов, продуктов питания и напитков, а также сельское хозяйство. Причём, оказывается, правительство эмирата Абу-Даби и Чечни уже больше года работали над созданием нового фонда. Как чеченские специалисты проходили обучение в ОАЭ, так и арабские экономисты консультировали в самом Грозном. Ведь чеченский фонд бин Зайеда будет оказывать не только финансовые услуги, но и заниматься консалтингом: молодых бизнесменов, смогут, скажем, научить писать бизнес-планы. Председателем правления фонда стал вице-премьер правительства Чечни Хасан Хакимов, в штате – 26 сотрудников. Как рассказал Хакимов, часть кредитов будет выдаваться на обычных ссудных принципах, а часть – на партнерских (то есть в соответствие с требованиями шариата). В перспективе же фонд полностью перейдет на исламские принципы.

Кадыров обошёлся без бюрократии

Удивляет, что открытие фонда бин Зайеда осталось без внимания федеральных деловых изданий. Ведь событие не рядовое – фактически, это первый в России инвестфонд, в который вложены реальные деньги из арабского мира. А отечественному бизнесу сегодня необходимо искать новые источники заемного капитала, учитывая, что в результате введения санкций доступ к европейскому и американскому ссудному рынку закрыт. Между тем, объём рынка исламских финансов в мире – это $2 триллиона. Только в ОАЭ действует более двадцати суверенных фондов, которые инвестируют средства в различные отрасли. Правда, эти инвестиции подпадают под жёсткие ограничения, которые в целом и получили название «исламских». Хотя, собственно, к религиозным имеют мало отношения: разве что, например, нельзя инвестировать в некоторые «греховные» отрасли – например, в игорный или алкогольный бизнес.Массовому приходу в Россию исламских финансов препятствует в том числе косность законодательства. Так, еще в январе прошлого года зампред Комитета по финансовым рынкам Дмитрий Савельев (фракция ЛДПР) разработал поправки к Федеральному закону «Об инвестиционном товариществе». Они позволили бы внедрить на российской почве один из самых популярных исламских инвестиционных инструментов – мушараку. Это совместное долевое предприятие (партнёрское товарищество), в котором есть управляющий товарищ, а также вкладчики. Савельев предлагал облегчить создание таких товариществ: в частности, избавив их от нотариального оформления, ведения реестра, учёта общего имущества.
Законопроект пролежал в Госдуме с января по ноябрь 2016 года и даже не добрался до первого чтения. Он перекочевал в недра Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, председатель которого Николай Николаев предложил его отклонить. На том основании, что, мол, сейчас Центробанк и так разрабатывает пакет поправок для внедрения в России партнёрского банкинга. Правда, разрабатывает уже второй год, а дело с мёртвой точки не сдвигается. А внедрять потом ещё сколько будут эти написанные банкирами законы?! Тут уж поневоле зауважаешь Кадырова, который безо всей аппаратной волокиты привёз в Россию реальных арабских инвесторов, да ещё и с деньгами.
Антон Чаблин


logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2