Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Рейтинг АПЭК: кого из глав СКФО слышат в Москве?

Политикa В регионе
Рейтинг АПЭК: кого из глав СКФО слышат в Москве? Фото: kremlin.ru

Как менялось влияние Владимирова, Темрезова, Васильева и других глав субъектов округа в 2019 году.

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало рейтинг влияния глав субъектов в октябре 2019 года. Аналитики расставляют губернаторов по местам на основе данных закрытого анкетирования 27 экспертов. Их спрашивают: как вы оцениваете уровень влияния глав регионов в Администрации президента, Правительстве России, Федеральном собрании, партийной и бизнес-элите? На основе ответов выводятся средние баллы, которые определяют место главы региона в рейтинге. Затем агентство делит губернаторов на три группы: «очень сильное влияние» — с 1 по 20 место, «сильное влияние» — с 21 по 50 место, «среднее влияние» — с 51 по 85 место.

Один из них всегда второй

В октябре 2019 года диспозиция руководителе регионов СКФО в рейтинге выглядела так:

Главы с очень сильным влиянием: Рамзан Кадыров (2 место), Владимир Васильев (17 место).

Главы с сильным влиянием: Казбек Коков (47 место), Владимир Владимиров (50 место).

Главы со средним влиянием: Махмуд-Али Калиматов (66 место), Рашид Темрезов (71 место), Вячеслав Битаров (80 место).

Рейтинг Рамзана Кадырова — почти константа. Он стабильно занимает вторую строчку за мэром Москвы Сергеем Собяниным. Остальные руководители субъектов в течение года «мигрируют», чаще всего, в пределах своих групп. Владимир Васильев в январе 2019-го занимал 15 место, затем опускался до 20-го, поднимался до 13-го и в последние три месяца находится в последней четверти двадцатки самых влиятельных губернаторов. Его средняя позиция в рейтинге с начала года — 16,2.

Другой подрос к выборам

После «суперсильных» идут просто сильные губернаторы. В СКФО таких сейчас двое: Коков и Владимиров. Позиции Казбека Кокова в течение года были стабильны. Средний рейтинг — 43,8. Максимально он отклонялся от среднего значения в апреле, когда занял 39 строчку рейтинга.

У Владимира Владимирова колебания были сильнее. Стартовал в январе с 61 позиции, находясь в группе среднего влияния. Худший результат был в феврале-марте — 63 место. В компанию к «сильным» губернаторам он попал только в июле. По времени этот период совпадает со стартом избирательной кампании. Главу Ставрополья переизбрали на второй срок 8 сентября.

Средняя позиция Владимирова за период с января по октябрь 2019 года — 54,9. Максимально от этого значения он отклонялся в феврале-марте — в меньшую сторону и в августе — в большую. Тогда он был на 47 месте в рейтинге.

Кстати, Коков в 2019-м тоже пережил избрание. Но его кандидатуру утверждали не жители региона, а депутаты заксобрания.

Третий ввязался в публичный скандал

Влиятельность Махмуда-Али Калиматова начали оценивать с момента назначения в июле. Тогда эксперты поставили его на 76 место. За четыре месяца глава Ингушетии выбрался из восьмого десятка в седьмой.

Рашид Темрезов в январе 2019 года был на 85-м — самом последнем месте по уровню влияния. Возможно, повлияла скандальная история борьбы главы республики с молодым депутатом городской думы Черкесска Алиной Чикатуевой. Девушка критиковала ситуацию в республике, чем вызвала недовольство главы. Темрезов лично подал иск, чтобы лишить Чикатуеву мандата за недостоверные данные о доходах. После победы в суде он потребовал 450 тысяч рублей компенсации за издержки. Средняя позиция Рашида Темрезова в этом году по данным за 10 месяцев — 76,4.

Вячеслав Битаров в октябре оказался слабейшим по влиятельности среди северокавказских лидеров. Но его среднее место в рейтинге — 75,5. Не хуже, чем у Темрезова. Битаров за год проделал путь с 64 до 80 места, постепенно «отползая» в десятку аутсайдеров. Руководителя Северной Осетии критикуют за кумовство, спорную кадровую политику и за то, что под его управлением республика никак не может справиться с застарелыми проблемами. Недавно эксперты рассчитали, что Северная Осетия находится на последнем месте по уровню зарплат учителей. Хотя оказалась она там не одна, а вместе с Кабардино-Балкарией. Да и в других республиках СКФО зарплаты школьных педагогов не намного выше.


А что Владимиров?

Губернатора Ставрополья неслучайно выделили из общего ряда. Его динамика в рейтинге в течение года — положительная. Из группы «среднего влияния» он перешел в число «сильных» и закрепился на этих позициях. Все бы хорошо, но несколько лет назад рейтинг Владимирова по версии АПЭК был примерно такой же, как сейчас у Васильева.

В 2016 году он был единственным губернатором, который вместе с Рамзаном Кадыровым находился в первой двадцатке «очень влиятельных губернаторов». 16 место в июле, 19-е — в ноябре. Ровно три года назад, в ноябре 2016-го, о нем писали: «В топ-20 губернаторов Владимиров входит уже больше года, за это время он лишь дважды покидал группу сильнейших». Затем информация о рейтинге ставропольского главы по версии АПЭК перестала попадать в публичное пространство.

Беспокойный сосед не в лучшей форме

Республика Калмыкия — сосед из Южного федерального округа. В последнее время регион привлекает к себе внимание в связи со сменой руководителя, высокими ожиданиями, неожиданными кадровыми решениями нового губернатора и — как итог — протестами.

В апреле назначенный президентом врио стартовал с 83 позиции, что неудивительно — у многократного чемпиона мира по кикбоксингу Бату Хасикова был скромный политический опыт. В 2013 году он избрался в парламент (Народный хурал) республики, но после выборов отказался от мандата. В 2017-м стал советником главы Росмолодежи Александра Бугаева. В 2018-м — доверенным лицом Владимира Путина. Вот и весь багаж.

С апреля по сентябрь Хасиков медленно мигрировал вверх по рейтингу и добрался до 67 позиции. На тот момент его оценили, как более влиятельного политика, чем Темрезов и Битаров. Но протесты жителей Элисты против назначения мэром выходца из ДНР Дмитрия Трапезникова отбросили нового главу назад к стартовой площадке. В октябре 2019 года он занял 82 позицию.

Вот как комментирует ситуацию в Калмыкии гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов:

«Продолжающаяся протестная кампания в Элисте, будучи формально приурочена к теме муниципального уровня, по сути, является формой давления региональных оппозиционных игроков на республиканские и федеральные власти (этим объясняются и выдвинутые митингующими требования отставки недавно избранного главы Калмыкии Бату Хасикова). В ближайшей перспективе протестная кампания в Элисте, вероятно, продолжится, однако к концу 2019 года можно ожидать постепенного снижения протестной активности в регионе».

Что дальше?

Эксперты АПЭК считают, что в конце 2019 — начале 2020 года влиять на позиции губернаторов будут антикоррупционные процессы с фигурантами — чиновниками регионального и муниципального уровня, которые отвечают за имущественные отношения и социальную сферу. Северному Кавказу такие прогнозы не сулят ничего хорошего: успешно справляться с коррупционными скандалами из глав субъектов СКФО умеет только Рамзан Кадыров. У остальных уровень личного влияния на федеральном уровне может сильно зависеть от обстоятельств, в том числе — от действий силовиков. Посмотрим, кому не повезет.

logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2