Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Високосный год оставил свой след на Кавказе

Политикa В регионе
Високосный год оставил свой след на Кавказе Фото: taras-tour.ru

Минувший 2016-й год был для Северного Кавказа весьма сложным, и мы решили вспомнить знаковые события в регионах по версии глав субъектов СКФО и сделанных по материалам наших авторов и коллег в округе.

Одним из наиболее важных событий 2016 года глава КБР Юрий Коков назвал широкое празднование 95-летия государственности Кабардино-Балкарии. По его словам, высокий уровень общественной консолидации продемонстрировали итоги выборов в Госдуму РФ и органы местного самоуправления. И здесь они, действительно, прошли без эксцессов и сюрпризов. «Более 60 тысяч жителей республики приняли участие и во Всероссийской патриотической акции «Бессмертный полк», которая стала ярким свидетельством нашей памяти о творцах Великой Победы», – сказал Юрий Коков, подводя итоги прошлому году. 

На Кавказ пришло ЭКО

«Под занавес» года в Нальчике состоялось торжественное открытие одного из самых масштабных и значимых объектов – Республиканского перинатального центра площадью в 32 тысячи квадратных метров. Это действительно событие, потому как ещё в 2011 году проект был заморожен из-за недостатка финансирования. Стоимость объекта составила 2 миллиарда 420 миллионов рублей.

Здесь будут отделение ЭКО и уникальная рентген-операционная. А в двух специализированных реанимобилях премиум класса созданы условия для оказания экстренной медицинской помощи, в том числе при транспортировке пациентов. «Мы будем и дальше делать всё, чтобы поддержать материнство и детство, сохраним темпы развития экономики, сделаем всё, чтобы выполнить социальные обязательства перед населением», – пообещал на 2017-й глава КБР.

Из позитивных наработок он назвал запуск новых современных производств, создание дополнительных, в том числе высокотехнологичных, рабочих мест, активное развитие промышленности и сельского хозяйства, устойчивый естественный прирост населения, необходимый уровень безопасности. Итог года по версии Юрия Кокова:

«Республика становится более комфортной для проживания, привлекательной для инвесторов и гостей. Всё это позволяет нашим гражданам с уверенностью смотреть в будущее». 

По сообщению портала «KBR LIVE» (Реальная жизнь КБР), в республике безработица растёт. В мае замминистра экономического развития КБР Ольга Белецкая в парламенте заявляла о снижении официальной безработицы, а уже в июле Минтруда РФ опубликовал свой рейтинг, согласно которому в 13 регионах России наблюдался рост официальной безработицы. Наибольший ее «прирост» дали Кабардино-Балкария, Еврейская область, Крым и Дагестан. Да и автору этих строк не раз приходилось в ушедшем году беседовать с «гастарбайтерами» из КБР, которые из-за безработицы на родине вынуждены семьями выезжать кто на Ставрополье, кто в Питер и Москву. Зарплата в 8-9 тысяч рублей в месяц – для региона абсолютная норма, в то же время на «Авито» можно встретить объявления жителей республики, продающих, к примеру, дорогостоящие шубы из шиншилл и соболей.

А самый известный житель региона, сенатор Арсен Каноков, в прошлом году замахнулся даже на чужую собственность. «Кавказ Пост» первым рассказал, как Каноков решил продать Верхний рынок Ставрополя через «Авито», являющийся муниципальной собственностью краевого центра. Городские власти, хоть и поздно, но спохватились и не дали уйти «базару №1» в частные руки. Меценат ведь снимал финансовые сливки на протяжении пятнадцати лет, смехотворно мало платя за аренду.

Сидя на дотационной «игле»

Глава Ингушетии, в свою очередь, обозначил четыре события, которые, по его мнению, можно отнести к наиболее важным для Ингушетии в 2016-м году. Это визит в республику председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, выборы в Госдуму РФ и Народного Собрания республики; победа двух ингушских спортсменов – принесшего золото России Хасана Халмурзаева и серебряного призёра Зелимхана Картоева на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Об этом Юнус-Бек Евкуров заявил в своем аккаунте в соцсети Instagram.

По его словам, одним из самых значимых событий можно назвать успешное завершение ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг». На итоговой пресс-конференции лидер РИ сообщал, что в ушедшем году удалось довести уровень обеспеченности местами в детсадах республики до 40%. Была полностью ликвидирована проблема трёхсменки в школах, хотя на начало прошлого года дети так «мучились» ещё в семи школах республики. Благодаря строительству новых 120 объектов в РИ удалось создать 6-7 тысяч рабочих мест, и не только на промышленных предприятиях, но и на социально значимых объектах. Ю.-Б. Евкуров отметил:

«2016 год был успешным для нас и запомнился многими важными для республики событиями. Мы провели Кавказские Игры, заняв I место в командном зачёте. 2017-й встречаем с очевидными успехами в социально-экономическом развитии. Построены Перинатальный центр, Детская клиническая больница, 22 школы и 6 детских садов, Дворец спорта».
При этом сам Евкуров на протяжении всего 2016 года был очень недоволен работой правительства, которое, в итоге, разогнал в ноябре с мотивировкой «за усталость, самоуспокоенность и недостаточную эффективность работы кабмина», о чём рассказывал «Кавказ Пост». Мечтал Евкуров в 2016-м слезть и с дотационной иглы, но для этого, по словам главы РИ, необходимо «поднять экономику до самодостаточного уровня и полностью реализовать промышленный, аграрный, инвестиционный потенциал региона». Ну а к позитивным моментам Ингушетии мы бы ещё добавили успех на дипломатическом поприще, ведь целая делегация ингушей во главе с Евкуровым отлично провела целую неделю в Саудовской Аравии, о чём также информировал своих читателей «Кавказ Пост».

Тем более что вслед за ним поехавшему на Ближний Восток с визитом главе Чечни Рамзану Кадырову саудовский король не оказал должного внимания. И ряд кавказских СМИ даже задался вопросом: 

«Почему король Саудии не принял Кадырова, но принял Евкурова?» 

При этом саудовская королевская семья ранее, до нашумевшей в Грозном богословской конференции и принятой на ней фетвы, традиционно строила отношения только с Рамзаном Кадыровым, пишет Onkavkaz, а почёт и уважение оказала Евкурову. Как мы знаем, восток – дело тонкое, поэтому вернёмся к нашим баранам. Кстати, именно они чуть не внесли в этом году яблоко раздора между верующими. В Адыгею Благотворительный фонд имени Героя России Ахмада Кадырова из Чечни на Курбан-байрам в сентябре передал 1250 жертвенных овец, но половина из них до малоимущих мусульман Майкопа и окрестностей так и не дошла. Правозащитник Валерий Бриних (см. «Кавказ Пост») решил разобраться и даже написал открытое письмо Рамзану Кадырову. Но не успел тот его прочитать, как муфтий Адыгеи официально опроверг кражу жертвенных овец.

Чечня – дело тонкое…

Ну а сам глава Чечни, подводя итоги 2016-му году, акцентировав внимание на сложной экономической ситуации, всё-таки «сдобрил» её снижением числа безработных за год более чем на 30 тысяч человек. Не обошлось и здесь без паршивых овец. «Кавказ Пост» писал и о том, что в республике массово гонят с работы носящих одну фамилию с ликвидированными в ходе спецопераций в регионе боевиками. Причём работодатели увольняют этих чеченцев целыми семьями, которые зачастую многодетные. Интересно, только с чьей это подачи делается? 

Крупным медийным событием в Чечне был и выбор главой региона Рамзаном Кадыровым личного помощникав процессе реалити-шоу «Команда» на ТВ-канале «Россия». В итоге его победителем стал Филипп Вариченко из германского Дюссельдорфа. Кадыров о нём сказал: «Это именно тот человек, которого я искал». Вот так 24-летний менеджер немецкой компании пришёлся главе российского региона по душе больше, чем его не менее достойные конкуренты из России. Не сходила с уст Рамзана Кадырова весь год и ещё одна прекрасная тема – инвестиции в республику. Вот и подводя итог 2016 году, он сказал:

«В последние годы регион уверенно занимает лидирующие позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Созданные условия привлекают крупные отечественные и зарубежные компании, частных инвесторов, активно вкладывающих средства в крупные проекты».

Объём инвестиций в основной капитал составил за 12 месяцев в Чечне 20 124,2 млн рублей. По состоянию на 1 декабря в ЧР за счёт внебюджетных источников реализовано около 100 инвестпроектов, более 200 находятся на стадии реализации. Это позволит обеспечить работой около 15 тысяч человек. Но и здесь у аналитиков мы находим расследования на такую тему: «Почему арабские инвесторы не спешат в Чечню». Журналисты Onkavkaz летом 2016 года констатировали: «Несмотря на все усилия и встречи с ближневосточными инвесторами, инвестиции в регион так и не пришли». Зато «повеселил» российский народ Рамзан Кадыров и своим «уходом» минувшей зимой, когда очередной срок его полномочий в кресле главы ЧР подходил к концу, он заявил журналистам: 

«Считаю, что руководству государства следует найти на мою должность другого человека. Я достиг предела и с удовольствием оставлю свой пост». 

Конечно, никто ничего не оставил, народ Кадырова любит и выбрал его в лидеры 18 сентября. Ну, а те кто его «не любит», как смельчак из селения Кенхи Рамазан Джалалдинов, вздумавший пожаловаться на плохие условия жизни в селе, в ноябре бесследно пропал. По крайней мере, его судьбой озаботились хотя бы кавказские блогеры. Кто-то предположил, что семье опального чеченца пришлось бежать в Дагестан, другие утверждали, что его дом сожгли, и жить на родине ему больше негде, мужчина из-за прекословия  Кадырову пустился в бега.

Дагестан страдал и плакал


Ну и какому региону, как не Дагестану, по итогам 2016 года можно вручить пальму первенства по исчезновению людей и преследованию мирных граждан правоохранительными структурами? Но почему-то вовсе не об этом говорил глава РД Рамазан Абдулатипов в своём новогоднем спиче:

«Так давайте встретим этот год с чистыми помыслами, добрыми намерениями, светлыми надеждами и твердой уверенностью, что все задуманное непременно сбудется. Наша цель – добиться, чтобы Дагестан стал самым безопасным и комфортным регионом РФ».
В свете слёз матерей и жён пропавших мужчин, о чём рассказывал «Кавказ Пост», с трудом верится, что регион этого добьётся. А ведь родственники похищенных даже ставили правительству ультиматум. С заявлениями отчаявшиеся обращались в правоохранительные органы, по их многочисленным подозрениям именно силовики могли быть причастными к исчезновению мужчин.

Не стоят женские и детские слёзы всех этих бравурных речей об «общем стремлении видеть республику стабильной и процветающей, в атмосфере обновления устремляясь мыслями и ожиданиями в завтрашний день». Из значимых и знаковых событий, оставивших след в истории Дагестана в минувшем году, Абдулатипов назвал строительство десятков школ, больниц, сдачу в эксплуатацию несколько сотен километров новых и отремонтированных дорог, создание нескольких тысяч мест в детских садах, открытие нового Перинатального центра на 150 коек в г. Махачкале. Но разве всё это не должно быть целенаправленной работой каждого региона, которую то и в заслугу по итогам года другим главам  субъектов ставить было бы неловко?

В Дагестане в 2016-м открылся самый лучший на Кавказе музейный центр. Совместными усилиями государства и общества предпринимались слаженные меры по противодействию идеологии экстремизма и терроризма. И как здесь не вспомнить Героя России из Сергокалы Магомеда Нурбагандова, чей поступок до глубины души тронул всех россиян.  Да, это событие.

Уходящий год был олимпийским для всего Северного Кавказа, о чём также писал «Кавказ Пост». На Летних играх в Бразилии и дагестанские спортсмены проявили волю к победе. «Золото» Абдулрашида Садулаева и победы других ребят из соседних республик – не только их личные достижения, но и большой успех всей России. С этим мы спорить не станем, а обзор по другим регионам Кавказа продолжим. 

Оливия Дмитрицкая

logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2