Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Северный Кавказ: почти два миллиарда чиновники тратят на свой пиар

Политикa В регионе
Северный Кавказ: почти два миллиарда чиновники тратят на свой пиар
До конца нынешнего года власти регионов Северного Кавказа намерены потратить на пиар в СМИ почти 1,8 миллиарда рублей (такая сумма заложена в принятые бюджеты). Кому и каким образом достанется эта огромная сумма, разбирался «Кавказ Пост».

Анатомия пиара


Для начала краткий правовой ликбез. В бюджете каждого региона и муниципалитета существует самостоятельный раздел классификации расходов «Средства массовой информации» (то есть, в соответствие с Бюджетным кодексом России, это столь же важная отрасль, как, например, образование, культура или здравоохранение).

Средства, заложенные в «медийную» статью госрасходов, расходуются двумя способами. Во-первых, через прямые субсидии местным изданиям на реализацию госзадания. Скажем,
в Чечне в 2017 году из запланированных в бюджете почти 492 миллионов по строке «СМИ» 345 миллионов распределяются в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям
.

Во-вторых, через госзаказы на освещение деятельности органов власти (а вот как раз отследить легко, поскольку все конкурсные процедуры должны проводиться через ЕИС в сфере закупок).

Проанализировав принятые в нынешнем году бюджеты регионов Северного Кавказа, мы подсчитали, что до конца года она намерены потратить по статье «СМИ» почти 1,7 млрд. рублей. Наибольшая сумма (492 миллиона) заложены в бюджете Чеченской Республики, а наименьшая (112 миллионов) – в бюджете Карачаево-Черкесии.

Проанализировав бюджет, можно отследить, пиар каких органов власти в приоритете в том или ином регионе. Скажем, на Ставрополье в нынешнем году на СМИ выделяется чуть более 185 млн. рублей, из этой суммы 36,7 миллиона потратят на освещение работы правительства края, а еще 60 миллионов – на освещение деятельности Думы края. Внушительная разница, не правда ли?!

«Чемпионат» по расходам


Заметная разница и в финансировании различных видов СМИ – электронных и печатных. Скажем, на Ставрополье из общей суммы в 185 миллионов 124,5 (67%) пойдет на телевидение и радиовещание, а 45,5 миллиона (25%) – на периодическую печать.

В Чечне совсем иная пропорция. Из общей суммы 44% (215 миллионов) направят на телевидение и радиовещание и лишь 16% (76 миллионов) – на прессу.

А вот в географически и демографически близкой Ингушетии расклад другой: всего на СМИ в бюджете республики выделено 144 миллиона, и из этой суммы более 74% (107 миллионов) пойдет на электронные медиа и лишь 26% (37 миллионов) – на печатные.

В Дагестане – другой коленкор. В бюджете-2017 на господдержку СМИ запланировано 396 миллионов, из которых 22% (87 миллионов) пойдут на электронные медиа, а почти 51% (200 миллионов) – на печатные. Все-таки сказывается специфика регионов: где-то предпочитают смотреть телевидение и слушать радио (пусть еще и проводное), а где-то в большей чести – старая добрая газета.

Но все же, какие конкретно издания получают бюджетные средства на чиновничий пиар? «Кавказ пост» проанализировал ЕИС в сфере закупок, чтобы выявить наиболее крупные тендеры. «Чемпионом» оказалось… Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР. В апреле оно провело конкурс на право «составления телепрограмм и вещания в режиме онлайн»:
почти 17,3 миллиона одним махом получил холдинг «КЧР-медиа» (в него входят телеканал «Архыз-24» и информагентство «Карачаево-Черкесия).


В феврале госкомитет по печати и массовым коммуникациям Кабардино-Балкарии провел конкурс стоимостью 11,9 миллиона на «услуги в области телевизионного вещания». Контракт достался телекомпании «Нальчик».

А что там, в тиши кабинетов?!


В марте комитет по госзакупкам Ставрополья провел два крупных конкурса на «освещение деятельности органов государственной власти». Один – для федеральных телеканалов (контракт на 7,9 миллиона получило ВГТРК, филиалом которого является ГТРК «Ставрополье»), второй – для региональных
2,9 миллиона ушло рекламному агентству «Студия Андрея Юндина».


Фамилия Юндина для ставропольцев известная – в сентябре прошлого года он был избран депутатом краевого парламента. До начала политической карьеры он был журналистом: создателем и ведущим телеканала «26-й регион».

Лишь немного от правительства Ставрополья, КЧР и КБР отстала администрация Пятигорска: в феврале она провела конкурс общей стоимостью 9,6 млн. рублей на право размещения муниципальных правовых актов, а в марте – еще на 5,3 миллиона на право освещения деятельности администрации. Оба контракта получила «Пятигорская правда».

3,9 млн. рублей из бюджета (пусть и не регионального, а муниципального) в один конкурс выделила администрация Михайловска. Во внушительную сумму она оценила «услуги по производству и размещению информационного материала в телевизионном эфире», которые будет оказывать МУП «Михайловское телевидение».

Можно, конечно, удивляться огромным суммам контрактов, которые власти городов и регионов тратят на освещение своей деятельности. Но обратите внимание: получателей этих денег хотя бы можно отследить. В то время, как, например,
в Чечне или Дагестане львиная доля пиар-трат проходит в виде «прямых» субсидий
. Так что даже самому дотошному общественнику отследить эти потоки крайне сложно, если вообще возможно.

Бюджетные расходы на СМИ в регионах Северного Кавказа в 2017 году:



                       Субъект               Всего        ТВ и радио  Издания   Иное


  1. Дагестан          396,3       87,2           199,5         66,7
  2. Ингушетия      143,9       106,9         37,0            0
  3. КБР                     350,5      160,2         167,2          23,1
  4. КЧР                     112,1       62,8           37,7           11,7
  5. РСО                     114,0       66,5          47,6             0
  6. Ставрополье   184,9      124,5        45,6            14,9
  7. Чечня                 491,5      215,0        6,3              200,2
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2