Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

От Канн до «Оскара»: Кто такой Кантемир Балагов из КБР?

Отдых В регионе
От Канн до «Оскара»: Кто такой Кантемир Балагов из КБР? Фото: Instagram: @alexander.rodnyansky
Вундеркинд из школы мэтра российского кино Александра Сокурова в неполные тридцать лет заставил говорить о себе мир, как о ярчайшем даровании.

Тяжелые темы, легкий киноязык

Сын бизнесмена и школьного завуча родился в Нальчике. В творческую мастерскую автора «Фауста» и «Молоха» - легендарного Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Балагов был зачислен сразу на третий курс. Его дарование проявилось рано. Он с детства увлекался просмотром мейнстримного кино, с 18 лет стал самостоятельно снимать небольшие ролики, а потом с помощью друзей даже снял интернет-сериал с 10-минутными эпизодами.

В своих работах он нередко выступает в трех лицах - кинорежиссёра, сценариста и оператора. Большой дебют Кантемира Балагова состоялся в 2017 году, когда планета увидела его полнометражную ленту «Теснота». И сразу – оглушительный успех! В программе «Особый взгляд» на 70-м Каннском кинофестивале фильм молодого россиянина эксперты удостоили приза ФИПРЕССИ. Два года спустя он вновь покорил Канны, на сей раз с картиной «Дылда». Балагов снова участвовал в программе «Особый взгляд» и взял приз за лучшую режиссуру, а также приз ФИПРЕССИ. На очереди замаячил «Оскар». Работа Балагова была выдвинута от России на премию американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в шорт-лист, увы, не попала.

Любимец критиков

Когда на экраны вышла «Дылда», стало ясно, что ученик Сокурова уже не такой уж и ученик, а состоявшийся профи, совершенно точно подходящий под «формулу», когда о «писательском классе говорит только вторая книга».

О его надрывной картине «Фонтанка» пишет: «Фильм странный, с лесбийской составляющей, обморочно красивый, изобилующий живописными аллюзиями, с военным, а главное, поствоенным анамнезом, символичный до судорог, в общем — всё, как мы любим». И добавляет про почерк Учителя: «А время его — Вечность. И это слово он выкладывает из любых букв. Постичь именно этот истинно великий фокус он учит в своей мастерской молодых и одаренных кабардинцев».

Сам Балагов о сравнении с великим Сокуровым говорит:

«А я только рад, когда меня называют учеником Сокурова, для меня это большая честь. Тактильность, неоднозначность поведения, попытка сделать так, чтобы зритель не предугадывал следующий шаг героев, чтобы ему не стало скучно, — вот в этом, мне кажется, и есть Сокуров в моих фильмах».


Однополая любовь и красное с зеленым

На вопрос о признании «Дылды» как фильма о лесбийской любви Кантемир Балагов ранее говорил: «У меня ощущение, что это немножечко упрощает их взаимоотношения, их мотивацию. Не из-за того, что однополые отношения просты сами по себе, но именно в контексте этой истории многие поступки казались бы неверно мотивированными. А многие заранее возненавидели фильм, узнав слухи, что он об однополой любви на фронте. Конечно, это не сыграло на руку фильму, а скорее отпугнуло потенциального зрителя».

«Новая газета» о «Дылде» написала: «Режиссер из КБР сразу поставил планку даже слишком высоко, смело, «на грани самоубийства».

А «Культура» добавляет: «Атмосфера безнадежности и смертного томления в фильме Кантемира Балагова затягивает, словно трясина, готовая сомкнуться над отчаянно хватающим воздух ртом, и тем ужаснее, что подается это как нечто будничное, повседневное. …В фильме царапает и травмирует все — начиная от нелепо красных стен питерской коммуналки, до нестерпимо кричаще зеленого на этом красном фоне платья, в котором кружится, точнее, корчится, в одной из ключевых сцен героиня Маша. Все взгляды, улыбки — точнее, болезненные оскалы — патологичны и античеловечны. Все у героинь подчинено маниакальным попыткам зачать новую жизнь взамен загубленной. Попыткам страшным, неправильным, преступным и — бесплодным».

В картине все извращено и перевернуто с ног на голову, материнство оказывается фальшивым и смертоносным, ребенок, символ начала мирной жизни и связанных с нею надежд, гибнет страшно и нелепо, госпиталь становится не местом исцеления и святого служения милосердию, а местом извращенно-картинной, почти эротичной смерти.

Оценка Мастера

Успехи Кантемира Балагова не являются случайными, признает режиссер Александр Сокуров. В комментарии для «Кавказского узла» он заявил: «Должен заметить, что удачи в большом кино Балагова не случайны. Во время учебы он много, постоянно снимал. У него самое большое количество хороших учебных работ».

Он также подчеркнул, что кино – это не поэзия, а дело всей жизни, и потому он надеется на трудолюбивых и совестливых своих учеников.

Ранее «Кавказ Пост» писал о мнении Сокурова по поводу первой полнометражки Балагова: ««Тесноту» сгубила гордыня ее автора. Теперь все будет зависеть от того, что он снимет дальше. Я вообще к первым работам отношусь очень спокойно и считаю, что и моя первая работа была переоценена, у нее очень много недостатков - по объективным причинам».

Кстати, по признанию Александра Сокурова, база у его учеников сначала была нулевая. Оказывается, на вступительных испытаниях никто даже не знал, кто такой Эйзенштейн. Бедой мастер считает потерянный интерес молодежи к чтению. Со своими подопечными он эту проблему решил: «Я просто силовым образом заставлял их читать. Я стремился показать, что первыми режиссерами были писатели».
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2