Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

В КЧР и на Ставрополье лопаются мыльные пузыри мегапроектов

Экономикa В регионе
В КЧР и на Ставрополье лопаются мыльные пузыри мегапроектов
Владимир Владимиров и Рашид Темрезов запускали в своих регионах с помпой инвест-проекты, которые оказались фикцией, а разрешать конфликты должников и кредиторов приходится на самом высоком уровне – в Минфине России.
Сбербанк требует признать банкротами сразу два крупнейших промышленных предприятия СКФО – металлургический завод «СтавСталь» (Невинномысск) и швейную фабрику «Квест-А» (Черкесск). Каким образом предприятия, которые еще недавно считались локомотивами экономического развития, оказались на грани разорения?

Зачем банку нужна «матрёшка»
6 июня Арбитражный суд Ставропольского края приступит к рассмотрению искового заявления Сбербанка к ООО «СтавСталь» о признании его банкротом. Судя по материалам судебного дела, металлургический завод задолжал банку 483 млн. рублей, из которых сама просроченная ссудная задолженность – лишь 120 миллионов, а остальное – это задолженность по процентам и неустойки.
Пикантность ситуации в том, что Сбербанк является фактически и основным владельцем «СтавСтали». Дочернее предприятие банковской группы ООО «Сбербанк капитал» является учредителем (с долей в капитале 99,9%) компании «Грос» из Москвы, которая, в свою очередь, в феврале 2013 года учредила ООО «Грос ритейл» (уставный капитал составляет 240 млн. рублей). Ну а данное юрлицо – соучредитель самого завода «СтавСталь». Причем первоначально единственным владельцем металлургического бизнеса был его создатель Гасан Гасанов, вложивший в уставный капитал предприятия 280 миллионов, однако в июне 2015 года 51% в капитале юрлица перешел под контроль упомянутого ООО «Грос ритейл» (то есть, фактически, группы Сбербанка).
«СтавСталь» в настоящее время также осуществляет контроль над еще одним металлургическим предприятием на Ставрополье – Георгиевским арматурным заводом. Напомним, что с 2001 года упомянутый завод входил в финансово-промышленную группу МАИР Виктора Макушкина, у которого в 2008 году начались проблемы из-за кредитов Сбербанка. Банковская группа за долги выкупила завод, который перешел под контроль «СБК-металл», управляющей металлургическими активами Сбербанка. Ну а в настоящее время Георгиевский арматурный завод аффилирован со «СтавСталью».
Проблемы-то – хронические!
Из материалов судебного дела можно узнать, что «СтавСталь» (когда ею владел только Гасан Гасанов) в декабре 2011 года взяла кредит в Сбербанке. Затем еще два кредитных договора были заключены в апреле и мае 2015 года, в обеспечение которых невинномысский завод заложил банку свое недвижимое имущество (в том числе земельных участков, на которых находятся цеха), а также 99,9%-ную долю в капитале ООО «Георгиевский арматурный завод» и 5,9%-ную долю в капитале ООО «СтавЧермет» (занимается оптовой торговлей ломом черных металлов).

И вот по этим трем кредитным договорам металлургический завод, выходит, и не платит. Финансовые проблемы у «СтавСтали» начались не вчера. В библиотеке дел арбитражных судов можно отыскать множество схожих дел: скажем, в прошлом году с металлургическим заводом судились поставщики энергоресурсов, которым предприятие задолжало, – это «Водоканал» и «Горэлектросеть» Невинномысска и даже «Газпром межрегионгаз Ставрополь».
А на днях прокуратура Невинномысска сообщила, что провела проверку на заводе, поводом для которой послужили многочисленные жалобы работников на задержки с выплатой зарплаты. Выяснилось, что только за март долги по заработной плате превысили 24 миллиона рублей.

Причем прокурорская проверка далеко не первая: жалобы от работников были и прежде. И в отношении руководителей «СтавСтали» уже несколько раз возбуждали административные дела по факту несвоевременной выплаты зарплаты и расчетов при увольнении. Ну а то, что предприятие – хронический должник ничуть не мешает ему заниматься расширением бизнеса. Так, в прошлом году с большой помпой и при личном участии губернатора Владимира Владимирова здесь был открыт новый электросталеплавильный цех, где могут выплавлять до полумиллиона тонн стали в год. «Кавказ Пост» за разъяснениями по текущей ситуации обратился в министерство промышленности Ставропольского края, на что пресс-секретарь ведомства Ярослав Распутин ответил: «Мы не комментируем данную ситуацию по «СтавСтали». (Напомним, по федеральному Закону о СМИ журналист имеет право запрашивать любую информацию в госорганах власти, и чиновники обязаны давать ответы на поставленные вопросы, если это не является тайной государственной важности или коммерческой тайной. Промышленные предприятия всё-таки, хочется верить, возводятся  в интересах, в первую очередь, жителей Ставропольского края, а не в угоду чьих то личных – Ред.).
Переговоры идут пятый месяц
Буквально на следующий день после того, как ставропольский арбитраж приступит к рассмотрению иска Сбербанка к «СтавСтали», в Арбитражном суде Карачаево-Черкесии будут рассматривать почти аналогичное дело. На сей раз Сбербанк требует признать банкротом швейную фабрику «Квест-А», которую, как и «СтавСталь», запускали с большой помпой.

По заверениям главы республики Рашида Темрезова, эта фабрика должна была стать единственной в России с полным технологическим циклом: от производства шерсти до выпуска готовых трикотажных изделий. Причем для промывания пряжи должны были использовать артезианскую воду, чтобы, по заверениям Темрезова, обеспечило бы непревзойденное качество шерсти.
Единственным владельцем ООО «Квест-А» является Марат Халкечев, который, начиная с марта 2006 года (когда он выкупил предприятие у других владельцев) последовательно наращивал его уставный капитал – с 5 до 386 миллионов. Любопытно, что «Квест-А» также является одним из соучредителей ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол» (его доля составляет 230 млн. рублей). О какой конкретно сумме долга, который «Квест-А» накопил перед Сбербанком, в материалах судебного дела не сообщается. На одном из заседаний, которое состоялось 26 января, юристы швейной фабрики предъявили письмо Минкавказа, который попросил предоставить рассрочку по выплате кредита Сбербанка и процентов по нему.
Гарантом предоставления заема выступал Минфин России, где было проведено совещание по этой проблеме – и представители обоих министерства не возражали реструктурировать выплаты до 2019 года включительно.Казалось бы, при чем тут Минфин? Дело в том, что «Квест-А» на создание швейного производства выделялась государственная гарантия.
Сейчас Сбербанк совместно с «Квест-А» разрабатывают мировое соглашение, которое устроило бы обе стороны. Переговоры идут уже пятый месяц, и на сколько затянется эта работа, неизвестно. К компромиссу, конечно, должники и кредиторы придут. Но главное в другом – один из крупнейших инвестпроектов Северного Кавказа при ближайшем рассмотрении оказался неработоспособной фикцией.
 
Антон Чаблин
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2