Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Фэнтези страдания: 95 лет назад скончался Франц Кафка

Культура В регионе
Фэнтези страдания: 95 лет назад скончался Франц Кафка
Имя писателя, жившего в Праге, и его произведения, на мой взгляд, незаслуженно окутано каким-то мороком мистики. Как и имя Булгакова – в России. И речь ведь идет не только о первокурсницах, поступивших на филфак. 

Думаю, что Кафку лучше сравнивать с Гофманом или Метерлинком, а еще лучше – с Толкином. Как кажется, абсурдный фантасмагорический мир произведений Кафки – это фэнтези. Да, фэнтези безнадежный, да – фэнтези одиночества, да – фэнтези страдания. Но мир произведений Кафки, где перемежаются чудо и обыденность, вполне может существовать сам по себе, позволяя жить в нем читателю, сопереживать героям и переживать их чувства.

Другое дело, что этот мир очень похож на действительность. Или же действительность в человеческом представлении может стать произведением Кафки. Маховик бюрократической машины может достичь критической амплитуды и превратить жизнь одного человека, который не хочет жить как все, в сущий ад, как в романах «Процесс» и «Замок». Жизнь человека, который стал иным, может быть просто не похожим на остальным, а может быть – отрицающего устои семьи и общества, будет наполнена равнодушием и теми, кто бросает в него яблоки и проклятия, причем не исключено, что это будут люди, которые априори считаются близкими. А потом – они оказываются отцом бывшего коммивояжера, а теперь жука из «Превращения» Грегора Замзы. 

Весь фэнтезийный мир Кафки построен на метаморфозах в развитии личности (порой очень резких и разительных), что становится и благословением, и проклятием персонажей. Герой Кафки, живя в обществе, обособляется в нем. Отсюда – одиночество мыслящего человека. Да. За способность, стремление, умение мыслить порой приходится платить большую цену и каждый раз представлять, что можешь превратиться в жука, которому уготована долгая дорога к Замку, как улитке – по склону Фудзи. 

Сам писатель говорил о литературе так:
«Я думаю, что мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать её? Скажешь, что это может сделать нас счастливыми? Бог мой, да мы были бы столько же счастливы, если бы вообще не имели книг; книги, которые делают нас счастливыми, могли бы мы с лёгкостью написать и сами. На самом же деле нужны нам книги, которые поражают, как самое страшное из несчастий, как смерть кого-то, кого мы любим больше себя, как сознание, что мы изгнаны в леса, подальше от людей, как самоубийство. Книга должна быть топором, способным разрубить замёрзшее озеро внутри нас. Я в это верю».
Перед смертью Франц Кафка попросил друга – Макса Брода – уничтожить все неизданное. Но друг не выполнил просьбу, и только поэтому до нас дошли многие произведения писателя. Так бывает – нам на помощь пришел тот, кто более «приземлен», и кого бы художник, узнав о его поступке, навечно бы проклял.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2