Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

ЕГЭ «строгого режима»: новости об экзаменах все чаще превращаются в «сводки с фронта»

Обществo В регионе
ЕГЭ «строгого режима»: новости об экзаменах все чаще превращаются в  «сводки с фронта»

Школьник из Черкесска упал в обморок на ЕГЭ,  выпускница махачкалинской школы приняла смертельную дозу лекарств после стресса на экзамене, девочку в школе Татарстана «довели» перед ЕГЭ до раздевания – это лишь некоторые шокирующие сообщения последних дней.   

«Кавказ Пост» разбирался, так ли страшен черт, как его малюют?

Только вода, и никаких бананов!

Вопрос номер один – почему на ЕГЭ запрещено кормить детей? Оказывается, федеральный минобр сознательно пошел на «хитрость». Испытания длятся 3 часа 55 минут. Именно эта выпадающая пятиминутка дает основание делать ЕГЭ «голодным», ибо спустя четыре часа школьников были бы обязаны кормить по закону. Это прописано во втором абзаце пункта №32 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. №1400.

Но фактически экзаменуемые сидят на воде гораздо более четырех часов. Прибавьте дорогу из дома в школу на сбор, трансферт из своей школы в школу, где проходит ЕГЭ,  время досмотра, распечатку заданий.

Как рассказали «Кавказ Пост» сами школьники, до начала экзамена они минимум 40 минут тупо сидят в аудиториях под пристальными взглядами наблюдателей.
Под запрет отчего-то попали развернутые плитки шоколада, упакованные в прозрачных файлах.  Но самое маразматичное, что на ЕГЭ нельзя взять с собой банан. Такой перекус считается куда полезнее, нежели шоколадка, что подтвердит любой диетолог, но надзиратели заподозрили под кожурой «неладное».

Эти истории напоминают сообщения из УФСИН, когда пресекаются попытки передать заключенным в тюрьму наркотики в конфетах. Но то заключенные, а это – дети!

Как можно положить в банан шпаргалку, а потом ею воспользоваться в присутствии наблюдателей, остается уравнением с несколькими неизвестными.

Смотрят так, будто мы – преступники 

Но испытание голодом – это  полбеды. Куда страшнее напряженная обстановка, в которую погружаются экзаменуемые. По их признанию, сосредоточиться под сверлящими взглядами контролеров получается с большим трудом. Ни о какой доброжелательности и речи нет: пришел на ЕГЭ, значит – «виновен».

В туалет – только на пять минут и исключительно «под конвоем».

Что касается собственно процедуры предэкзаменационного досмотра, опрошенные «Кавказ Пост» школьники сказали, что «уже привыкли». Страшно и неприятно было только поначалу. Спасибо, что в этом году не практикуется досмотр с собаками. А еще выпускники рассказали о новой «фишке». Похоже, чтобы вычислить обладателей шпаргалок, в туалеты стали подсылать «казачков», студентов, которые пытаются втереться в доверие к школьникам (никто же друг друга в лицо не знает)  и жалобно просят помочь хоть чем-то. К слову, сами школьники говорят, что «закручивание гаек» приводит к обратному эффекту.  Кто задумал списать, все равно это сделает. «Умельцы» проносят телефоны отдельно от аккумуляторов, укутывают их в фольгу, а шпаргалки проносят  в самых немыслимых местах. 

«Плюсы» против «минусов»   

Пожалуй, моральное напряжение испытуемых из-за многоступенчатой системы контроля является главной проблемой ЕГЭ. Так считает эксперт «Кавказ Пост» -  кандидат филологических наук, старший преподаватель культуры русской речи СКФУ Анна Етко.

Она говорит: «Если содержание КИМов корректируется год от года, то форма проведения не вызывает ничего, кроме неприятия. Различные жесткие ограничения зачастую приводят к унизительным для детей ситуациям, создают угнетающую атмосферу подозрительности и недоверия. Стоит ли говорить о том, что итогом становятся не только испорченные нервы выпускников и их родителей, но и волны общественного возмущения эффективной, в целом, системой». Кроме того, Анна Етко обращает внимание, что ЕГЭ – вовсе не панацея против коррупции (часто даже наоборот), экзамен не исключает фактор случайности и т.д.

Впрочем, подчеркивает эксперт, не стоит демонизировать ситуацию,  социальная значимость экзамена слишком велика. Она прокомментировала: ««Плюсы» ЕГЭ также давно известны: это и прозрачная структура КИМов, и все более расширяющиеся возможности для подготовки, в том числе самостоятельной, и объективность при проверке тестовой части, и многое другое. Но самое главное - это тот факт, что ЕГЭ дает, по сути, право на возможность получения высшего образования. Если раньше, окончив школу, мы этого права не имели, а получали его, лишь пройдя вступительные испытания в вуз (что было далеко не просто!), то сейчас сдавшие ЕГЭ выпускники автоматически признаются способными к обучению в вузе. Более того, они могут выбрать из нескольких вузов и подать в них документы, даже не выходя из дома, что при прежней системе было за рамками возможного». 

По мнению преподавателя, недоработки в схеме организации экзамена требуют пристального внимания.

«Подход нужно менять, ставя во главу угла спокойствие и психологический комфорт детей. Дискуссия же вокруг ЕГЭ – это, в первую очередь, показатель значимости экзамена, но обсуждение из формата «быть или не быть» должно быть переведено в плоскость глубинных проблем образования», - говорит эксперт.

logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2