Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Сбербанк в школах Ставрополья запустит биометрическую оплату питания «Ладошки»: кому это нужно?

Обществo В регионе
Сбербанк в школах Ставрополья запустит биометрическую оплату питания «Ладошки»: кому это нужно?

Сбербанк ведёт переговоры с рядом школ Ставропольского края на предмет внедрения проекта «Ладошки» и установку оборудования стоимостью 600 тысяч рублей из горбюджета, однако в других городах России новация уже пришлась не ко двору.
По задумке установленное оборудование позволит ученикам проходить в школу и оплачивать питание, всего лишь, поднеся ладошку к сканеру. Уже 12 школ в Ставрополе и две школы в районах края дали свое предварительное согласие. Но кто больше выигрывает от внедрения этих современных технологий, банки или ученики с родителями, попытался разобраться «Кавказ Пост». 
Вопросов больше, чем ответов
Как будет это происходить в реалии, пока не понятно, по идее, всё должно быть просто: школьник пройдет в столовую, покажет ладошку умной технике, та считает «рисунок» сосудов руки и преобразует его в цифровой код. А затем деньги за еду спишутся с карточки родителя или с его электронного кошелька. Польза от этих внедрений, мягко говоря, сомнительная и вызывает много вопросов. Так, в ряде развитых стран вместе с биометрическими данными ребёнка в базу данных заносится и вся медицинская информация о нём, в том числе рекомендации по его питанию. Например, сегодня достаточно часто у детей бывает пищевая аллергия, и ребёнку в школе за рубежом не продадут молоко или рыбу, если у ученика последует негативная реакция организма. В одной из школ России был случай, когда ребёнку новая повариха, не зная его проблем, продала блюдо с ингредиентом, вызвавшим у него анафилактический шок.

Вот и непонятно, будет ли подобная информация заноситься в базу данных при внедрении этого проекта на Ставрополье. А если и будет, скорее всего, тогда удорожание проекта неизбежно. И на чьи плечи лягут расходы по ведению такой базы, по сути, «пищевых дневников», непонятно. Есть и моральный аспект нововведения. Ребёнок выбирает обед – средства списываются с банковской карты родителя. Во-первых, есть они пока далеко не у всех. Во-вторых, вдруг мама и папа забудет или не сможет пополнить счёт, и, даже выбирая стандартный обед с первым и вторым блюдом, ребёнок может остаться голодным. Вдруг электронный кошелёк окажется пуст? Друзья пойдут есть, а один малыш будет растерянно стоять. Сотрудники школьной столовой могут не выдать обед ребёнку, а так ведь можно нанести и психологическую травму из-за отсутствия денег на счету родителя. Да и для старшего поколения, к примеру, бабушек и дедушек, опекунов, эти новомодные «штучки» ещё придётся осваивать.
Также на пресс-мероприятии  в ставропольском отделении Сбербанка накануне по этой теме журналисты задали руководству банка правомерный вопрос: кто будет оплачивать оборудование? Прозвучал ответ: «Расходы лягут на органы власти». А ещё остается неясным: кто будет платить за обслуживание и обновление программ. Если это будут расходы школ, соответственно, оплата ляжет на плечи родителей, с них вновь будут собирать деньги в какие-нибудь внебюджетные фонды. С большой долей вероятности нагрузка может лечь и на городской бюджет. 
Оксана Петрова, мама десятилетней ученицы из Ставрополя, делится:

«Я налоги со своей зарплаты не хочу тратить на проект Сбербанка. Я итак знаю, что и во сколько мой ребёнок ест в школе, потому что у нас вредное не продают, обеды унифицированные. Моё мнение, это совсем не нужно».
Дети – школьники, а не уголовники
Многие семьи и так сейчас живут в крайне затруднительном положении, уровень жизни многих за последние годы ухудшился, любые траты, связанные со школой, воспринимаются болезненно. То сколько лет окна меняли в школах за счёт родителей, теперь если оборудование это будут закупать и содержать. Да, всем известно, что глава Сбербанка Герман Греф – сам большой поклонник новых технологий. Но нет никаких гарантий, что после внедрения системы через год её не придётся обновлять  программного обеспечения, на котором эти сканеры ладошек работают. И это будет бесконечный процесс оплаты Сбербанку его услуг. Так кому принесет больше пользы внедрение проекта «Ладошки» – банкирам или ученикам их родителям? И уж тем более ляжет бременем на муниципалитеты Ставрополья, бюджеты которых в 2017 году и так трещат по швам. Мы изучили опыт других городов и столкнулись с рядом негативных мнений, так, отец школьников Николай Мишустин из Зеленограда (Московская область) пишет в рамках обсуждения нововведения в социальной сети ВКонтакте:

«В проекте «Ладошки» предполагается «мягкое» принуждение родителей к обязательному дактилоскопированию ребёнка фактическим установлением проектного регламента прохода и получения питания в образовательном учреждении, а также возникающими в связи с внедрением проекта организационно-техническими затруднениями в обеспечении и поддержании традиционного регламента прохода и питания в школе, т. е. предусматривается системное «навязывание» услуг ПАО Сбербанк, требующих дактилоскопирования. Реализация проекта нарушает пункт «ж» статьи 9 №128-ФЗ от 25.07.1998 «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ».

Считает  дактилоскопию, сканирование сосудистого рисунка ладоней  детей незаконной и юрист из Ставрополя Алексей Абазов, сам отец двоих детей-школьников:

«Однозначно незаконно. Под благим прикрытием государство через минобр устанавливает тотальный контроль за детьми и взрослыми. Если проект внедрят в нашей школе, я против, чтобы мои дети сдавали отпечатки пальцев или сканирование сосудов. Это вторжение в личную жизнь, нарушение неприкосновенности частной собственности. У нас есть электронные чипы, я знаю, когда мой ребёнок зашёл в школу и вышел, есть электронные дневники, смс-уведомления, сайт школы. Это всё разумно и обоснованно. Но сканирование сосудистого рисунка , дактилоскопирование детей – нарушение прав. Родитель сам должен вести учёт и контроль за жизнью ребёнка». 

logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2