Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Карачаевские общественники просят сместить архиепископа Феофилакта

Обществo В регионе
Карачаевские общественники просят сместить архиепископа Феофилакта Фото: pravmir.ru
Поводом для этого стало возможное посягательство епархии на аланские храмы X века.

Конгресс карачаевского народа обратился  к патриарху Кириллу с просьбой сместить архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова). По мнению общественников, епархия РПЦ посягает на аланские храмы X века, расположенные в КЧР.

Кому принадлежат храмы?

Дело в том, что местные народы считают себя наряду с осетинами наследниками средневековой Алании, во времена которой было построено несколько храмов в Зеленчукском районе и на горе Шоан. Активисты считают, что конфессиональная принадлежность памятников не может быть определена как православная, потому что храмы исторической Аланской епархии появились на Северном Кавказе еще до раскола христианства на западное и восточное. Черкесские общественники давно протестуют против действий епархии, обращаются с жалобами в правоохранительные органы, а на этот раз решили написать главе РПЦ. Также на их сайте опубликовано обращение к генпрокурору Игорю Краснову.

Поводом для возмущения в этот раз стала литургия, которую 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, архиепископ Феофилакт совершил в храме на горе Шоан. Черкесских активистов возмутило то, что в мероприятии приняли участие казаки, члены осетинской общины и военнослужащие, а с представителями местных народностей богослужение и паломничество верующих не согласовали. Черкесы также недовольны тем, что герой кавказского нартского эпоса Уастырджи отождествляется в РПЦ с христианским святым Георгием. Победоносцу православное духовенство посвятило Шоанинский храм. По мнению местных жителей, мифический герой Уастырджи имеет исключительно языческое происхождение.

Согласно «Мифологическому словарю», подготовленному в 1991 году при участии таких общепризнанных специалистов в филологии, как Елеазар Мелетинский, Сергей Аверинцев и Аза Тахо-Годи, там всё же есть упоминание об отождествлении Уастырджи со святым Георгием. С другой стороны, в словаре этот герой нартского эпоса называется «небожителем, отцом сатаны», осетинским богом войны.

Как считают авторы письма, Пятигорский архиепископ «идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления».«Община, состоящая из местных осетин (3142 человека по состоянию на 2010 год), проживает преимущественно в Карачаевском районе уже длительный период, но за это время не были предприняты попытки построить свой православный молельный дом или церковь, в которой могли бы проводить богослужения, не подвергая износу и разрушению древние храмы республики, которые относятся к доправославной эпохе, и тем более не изменяя их аутентичный древний облик неуклюжими постройками языческих символов», – говорится также в письме.

«Мы просим вас избавить общественность КЧР от этого провокатора – отозвать его от исполнения высоких обязанностей архиепископа на территории Карачаево-Черкесской Республики», – пишут авторы об архиепископе Феофилакте. Если патриарх не выполнит требований авторов письма, они обратятся к президенту Владимиру Путину и Константинопольскому патриарху Варфоломею. Под этим обращением подписались руководители Союза репрессированных народов России, Конгресса карачаевского народа, Совета старейшин КЧ РОО «Къарачай Алан Халкъ» и других НПО.


Позиция РПЦ

Пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин сказал «НГ»: «Духовенство и верующие находятся и совершают богослужения в Шоанинском храме как паломники. При этом массовое паломничество и богослужение на основании действующего законодательства предварительно согласовываются с государственным учреждением, оперативно управляющим данным храмом от имени собственника. Богослужение совершается только после получения согласования».

Он также сообщил, что в селе Коста Хетагурова существует постоянно действующая православная община. Таким образом, он отверг утверждения оппонентов, что в окрестностях горы Шоан нет постоянных верующих РПЦ. Представитель епархии уточнил, с какими именно госучреждениями согласовываются богослужения в памятниках истории: «До 2018 года это РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник имени М.О. Байчоровой», с 2018 года – КЧРГБУ «Аланский христианский центр на Северном Кавказе».

«Аланский христианский центр», о котором говорит Самохин, – отдельный раздражитель для Конгресса карачаевского народа. Он появился весной 2018 года именно для управления пятью средневековыми аланскими храмами, в том числе Шоанинским. Новая организация была выделена из состава музея-заповедника имени М.О. Байчоровой, и как раз эти действия руководства республики вызвали возмущение карачаевских общественников.

Тем временем Пятигорская и Черкесская епархия продолжает осваивать древние памятники. А в московском церковном руководстве не видят проблемы, называя протестующих «маргинальной группировкой». Так, епископ Савва (Тутунов) считает, что архиепископ Феофилакт «по своей вовлечённости в жизнь епархии и региона, по своему – говоря светским языком – хорошему контакту с духовенством в частности и людьми в целом представляет собой прекрасный образ русского православного архиерея в Кавказском регионе». «Конечно, наличие такого архиерея вовсе не выгодно тем, кто – как внутри России, так и в зарубежье – заинтересован в нивелировании сильного присутствия России на Кавказе», – написал в своем Telegram-канале Тутунов.

«До середины нулевых годов обращение в православие означало де-факто русификацию, – пояснил «НГ» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Изменение отношения к национальным языкам и традициям в церковной жизни стало происходить последние 10–15 лет, в том числе под влиянием успеха протестантов среди коренных народов России. Если в 1990-е и начале 2000-х годов православные миссионеры напрямую конфликтовали с местными религиями, как с язычеством в Якутии или шаманистами в Бурятии, то сейчас проблемы другие. И ситуация в Северной Осетии и КЧР это ярко показывает».

«Официально не признавая миссию среди других народов, РПЦ начала ее проводить с переводом богослужения, с рукоположением духовенства из местных, православизацией святых мест и героев эпоса, как в Осетии. Епископ Феофилакт наладил контакты епархии с казачьими станицами и полагает, что церковь должна играть большую роль в обществе. Однако не всех это радует», – добавил Лункин.

Искра для межнациональных конфликтов?

Политолог Алексей Малашенко считает происходящее в КЧР проявлениями «неделикатности, недооценки культурного многообразия и одновременно ощущения своего превосходства, первенства в религиозной жизни страны» со стороны РПЦ. «На ровном месте нарушается этническая, культурная гармония, причём в регионе, где ситуация в этом отношении далеко не самая простая», – сказал «НГ» эксперт.

Опыт конца XX века показывает, к каким политическим последствиям приводят задетые национальные чувства. Ведь потрясения конца 1980-х годов часто начинались с протестов горстки активистов, вдруг решивших вступиться за священную рощу или древние курганы. Длительное игнорирование национальных движений приводило лишь к разрастанию и углублению конфликта.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2