Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Сенатор от КБР Арсен Каноков хочет наказать Артемия Лебедева за ролик о сносе памятника в Адлере

Обществo В регионе
Сенатор от КБР Арсен Каноков хочет наказать Артемия Лебедева за ролик о сносе памятника в Адлере Фото: соцсети
Сенатор поручил проверить высказывания Лебедева на предмет нарушений закона.

Сенатор от КБР Арсен Каноков откликнулся на обращения граждан, которых возмутили высказывания дизайнера Артемия Лебедева по поводу сноса памятника участникам Кавказской войны в Адлере. Об этом он написал на своей личной странице в Facebook.

По настоянию черкесских активистов сенатор поручил юристам проверить видеоролик Лебедева на предмет нарушений закона. Каноков сообщил, что в случае обнаружения таких нарушений Лебедева привлекут к ответственности. Сенатор считает, что в России нужны примирительные памятники.

«За последнюю неделю ко мне поступило множество обращений от ряда общественных организаций и жителей Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Краснодарского края по поводу выступлений публичных личностей в медиа-пространстве о демонтаже памятного знака в Адлере. В частности, многих возмутил видеоролик известного дизайнера Артемия Лебедева. Я посмотрел его и поручил юристам проанализировать на предмет нарушения российского законодательства. По результатам заключения будут предприняты соответствующие правовые меры, о которых обязательно сообщу.

Напомню, что 30 июня 2020 года по инициативе депутатов Городского собрания Сочи и священнослужителей Свято-Троицкой церкви в микрорайоне Адлер установили памятный знак в виде бронзовой карты старинного форта времен Кавказской войны. Сделано это было без необходимой разрешительной документации, без учета и анализа общественного мнения населения города, то есть в нарушение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», аналогичного закона Краснодарского края, а также Положения о межведомственной топонимической комиссии города Сочи. 

Администрация города провела проверку и, оперативно, отреагировав на нарушение, 8 июля демонтировала незаконно установленный памятный знак.

Подобные прецеденты в России случались и раньше. Так, в Санкт-Петербурге в 2016 году, спустя 4 месяца после установки, демонтировали мемориальную доску Карлу Маннергейму. Жители Петербурга негативно отнеслись к этой инициативе, и местные власти перенесли доску в музей. Все это свидетельствует о необходимости следовать законодательству и обязательно учитывать мнение общественности.  

Казалось бы, инцидент исчерпан. Но в медиа-пространстве поднялась большая информационная волна. Эту тему уже вторую неделю обсуждают журналисты, чиновники, блогеры, активисты различных общественных организаций. Кто-то высказывает здравые мысли, кто-то - провокационные, появились и конспирологические теории. Например, «Эхо Москвы» увидело в произошедшем вмешательство Турции. Это идею подхватила и польская газета Wyborcza, где текст публикации в целом явно направлен на дестабилизацию ситуации и разжигание межнациональной розни в России. 

И, если можно понять логику оппозиционных СМИ, то удивляют высказывания в государственных, где сравнивают случай в Адлере со сносом памятников в США и демонстрируют очень слабую осведомленность об истории Кавказа и, в частности, о Кавказской войне 19-го века. Некоторые называют ее освободительной, якобы освобождали кавказских крестьян от князей. В таком случае непонятно, почему к концу войны на территориях проживания, например, адыгов осталось всего лишь около 5% коренного населения – остальные были истреблены или депортированы. При этом именно черкесы двумя веками раньше, в 16-м – первой половине 18-го, были верными союзниками России, принимая участие в совместных военных походах и являясь преданными помощниками царей - от Ивана Грозного до Петра 1. 

Ссылаются и на статьи Конституции. Но речь о событиях Кавказской войны, колониальной - со стороны Российской империи, и освободительной - со стороны народов Северного Кавказа - это признано академической наукой. И под определение Конституции о защитниках Отечества этот памятник никак не подпадает. Статья 67.1 Конституции РФ гласит - "Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается." Очевидно, что речь об Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, где героически сражался за Россию весь ее многонациональный народ, в том числе адыги, все кавказцы.  

Понятно, что это события давно минувших лет, и, простительно, если кто-то чего-то не знает. Но зачем тиражировать ложь, измышления, фантазии, провокационные тексты и видео? Распространить информацию в современном цифровом мире в массы очень легко. И важно думать о том, как это отзовется. Уже разгорячились и кавказские пользователи сетей, среди которых представители интеллигенции, писатели, историки, идут настоящие интернет-баталии, и очень хотелось бы, чтобы все ограничилось только онлайн-спорами с виртуальными оппонентами. Некоторые блогеры записывают ролики с требованием на месте демонтированного памятного знака воздвигнуть памятник генералу Ермолову. Но для кавказцев Ермолов – колониальный завоеватель, и, если, например, вполне оправданно поставить ему памятник на Орловщине, где он родился, или в Москве, то не стоит этого делать в Сочи, Грозном или в Нальчике, население которых от него пострадало. Это проявление элементарного уважения к исторической памяти людей. 

Кавказская война шла в общей сложности около ста лет. Длительность войны, сопровождавшейся многочисленными жертвами, как со стороны русского, так и кавказских народов, говорит о силе сопротивления местного населения. И то, что оно, в конце концов, было сломлено, нельзя считать поражением в бою – это объективная невозможность устоять перед превосходящими во много раз материальными и человеческими ресурсами царизма. Великие русские поэты и писатели - Лермонтов, сражавшийся лицом к лицу с кавказцами, Пушкин, Толстой, не воспевали войну, но восхищались мужеством и доблестью противников, сопереживали их бедам. Это проявление благородства цвета нации, честности, высокой культуры и человечности, которые так нужны нам сейчас.

Что, на мой взгляд, можно сделать сейчас для нивелирования ситуации и предотвращения дальнейших попыток раскола общества.

Вынести решение по памятнику в Адлере на широкое обсуждение с привлечением общественности. Возможно, если есть желание обозначить создание форта, сделать это нужно с другим посылом – посвятить памятник и русским солдатам, и адыгам, которые защищали свою землю, то есть всем погибшим в этом месте. С надписью, выдержанном в уважительном тоне ко всем людям, которые, да, в 19 веке поневоле были врагами. 

Но сейчас 21-й на дворе, уже давно нет ни победителей, ни побежденных. А мы, их потомки, - живем в едином федеративном государстве. И народы нашей страны после тех трагических событий вместе прошли две мировых войны с миллионами жертв, революцию, гражданскую войну, сталинские репрессии, восстанавливали страну после разрухи. Нас навсегда объединили общие трудности, потери, общие радости и достижения. 

В центре Нальчика стоит памятник Марии – кабардинской жене Ивана Грозного - с надписью: «Навеки с Россией». Есть также памятник «Древо жизни» - адыгам-жертвам Кавказской войны и всем, кто вынужден был покинуть Родину. На въезде в город стоит Арка Дружбы – мы ее построили в 2007-м к 450-летию союза России и Кабардино-Балкарии. Наверное, это противоречивые переплетения. Но это отражение нашей совместной истории, исторической правды. 

Возможно, и в Нальчике, и в других городах Северного Кавказа и Юга России нужно больше примирительных памятников жертвам войны с обеих сторон, символизирующих общую историческую травму всех народов. То есть, сигналов о том, что мы переосмыслили эти события, и, что, помня и проявляя эмоции, при этом никого не обвиняем. Памятники имеют культурную, историческую ценность и политическую значимость, они транслируют отношение населения и власти к тем или иным событиям прошлого. Какой же смысл создавать то, что нас разделяет? Важно находить то, что может объединить, сдружить, вести к взаимопониманию и братству. 

В Краснодаре, например, несколько лет назад открыли памятник героям Первой мировой войны, который представляет собой скульптурную композицию из фигур горца и казака, вместе сражавшихся за Россию. В Адыгее учреждена памятная дата - 5 сентября - День памяти о боевом содружестве черкесов и казаков в годы Первой мировой. В центре Майкопа на площади Дружбы стоит монумент - адыгский витязь и русский богатырь, символизирующие единение Адыгеи и России.  

Варианты примирительных знаков могут быть разные. Можно поставить памятники адыгам, с риском для жизни спасшим от расстрела и вырастившим еврейских детей из блокадного Ленинграда, когда эшелон, везущий их в эвакуацию, разбомбили. Главное - интерпретировать прошлое так, чтобы оно работало на созидание в настоящем и будущем, помогало устанавливать добрые, позитивные коммуникации - взаимопонимание, дружбу и братство, а не использовать его для пропаганды, разрушения, провокаций и манипулирования общественным сознанием.

В нашей стране каждому гражданину гарантирована свобода слова - это большое демократическое достижение. И очень хотелось бы, чтобы эта свобода приносила нашей стране не вред, а пользу», - написал Каноков.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2