Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Миллионы на закидывание оппозиции яйцами или зачем губернатору Ставрополья собственная «казачья сотня»

Отдых В регионе
Миллионы на закидывание  оппозиции яйцами или зачем губернатору Ставрополья собственная «казачья сотня»

Лидер фракции «Единая Россия» в краевом парламенте Юрий Гонтарь на депутатских слушаниях, посвященных терскому казачеству, сделал сенсационное заявление. 

Он обещал, что на Ставрополье скоро появится некий элитный казачий отряд – «губернаторская сотня». «Кавказ Пост» выяснил, что Гонтарь просто выдал желаемое за действительное: если новый отряд и появится, то будет выполнять сугубо представительские функции. Да и сомнительно, что за созданием «казачьей сотни»  последуют реальные дела по развитию казачества. 

Быть ли «исламским» патрулям?!

Ставропольская краевая дума в минувшую среду приняла поправки к закону «О привлечении членов казачьих обществ к государственной или иной службе». Авторами поправок стали пятеро депутатов во главе с лидером фракции «Единая Россия» Юрием Гонтарем. При этом предложили всего лишь дополнить закон одной фразой: членам казачьих дружин теперь разрешено применять физическую силу, когда они заступают на дежурство в патрулях. Принятию закона предшествовало заседание профильного думского комитета по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединениям, где председательствовал именно Гонтарь. На заседание пришли представители Терского казачьего войска и краевого ГУ МВД, и они в один голос твердили: мол, членам казачьих дружин крайне не хватает полномочий. Ведь сегодня они вправе лишь составлять протоколы, закон запрещает им даже использовать спецсредства (например, резиновые дубинки или наручники).  Эта инициатива прошла практически незамеченной.

Между тем, напомним, когда на Ставрополье в бытность губернатором Валерия Зеренкова был принят закон о казачьих дружинах, вокруг него было сломано множество копий. Негодовали, например, представители национально-культурных автономий: боялись, что казаки, прикрываясь статусом дружинников, будут «прессовать» представителей иных этносов. Минуло пять лет, и за это время произошел лишь один конфликт. 7 февраля 2013 года около торгового центра «Москва» в Ставрополе произошла драка, в которой участвовали молодые ингуши и казаки: получил тяжелые ножевые ранения 27-летний Максим Спасибов. Пресс-секретарь главы Ингушетии Якуб Манкиев позднее заявил:

«Молодые люди представились казачьим патрулем и потребовали у парней из Ингушетии предъявить документы. Это по существу незаконное действие и привело к потасовке и поножовщине».
Ставропольские казаки оказывались в центре не только криминальных, но и политических скандалов. Так, в конце августа 2016 года в краевую столицу приехали на встречу с избирателями председатель «Партии народной свободы»(ПАРНАС) Михаил Касьянов и руководитель партийной комиссии по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия «Партии народной свободы», бывший профессор МГИМО Андрей Зубов.

Предвыборную встречу попытались сорвать два десятка казаков, которые были в папахах и камуфляжной форме с нашивками «Терское войско»: они закидали Касьянова и Зубова яйцами и помидорами. 

Нападение натолкнуло лидера ПАРНАСа на оригинальную мысль: созвать общероссийский Конгресс казачьего народа, на котором разработали бы проект федерального закона «О реабилитации казачьего народа».

«Казачий спецназ» или пыль в глаза?

Сегодня на Ставрополье действует почти полторы сотни муниципальных казачьих дружин в 18 районах (в основном восточных с непростой криминогенной обстановкой). Как рассказал на депутатских слушаниях Юрий Гонтарь, с первого апреля появились дружинники в трёх городах Кавминвод – Железноводске, Пятигорске и Минеральных водах (прежде они были лишь в Кисловодске). Увеличится и дружина в Ставрополе, в которой сегодня и так около ста человек. Кстати, в каждом муниципалитете казачьи дружины финансируются очень по-разному. В основном, за счет бюджета казакам-патрульным просто закупают форму, и лишь в некоторых населенных пунктах хватает средств, чтобы страховать дружинников. 

Но практически везде само патрулирование казаки осуществляют бесплатно. Полноценно финансируется сегодня лишь одна дружина – окружная, члены которой готовятся на базе краевого ОМОНа, и работает она в тесной связке с полицейскими.

На ее деятельность из краевого бюджета выделяется 52,5 млн рублей: оплачиваются форменная одежда, средства защиты, страхование жизни и, конечно, должностной оклад. В нынешнем году, обещал Гонтарь, на финансирование дружины дополнительно выделят еще 5 млн рублей.
А потом огорошил журналистов признанием: мол, скоро на Ставрополье появится некий элитный казачий отряд – «губернаторская сотня». Правда, войдет в него не сто, а лишь полсотни казаков из Ставрополя, Невинномысска и Михайловска. Что же это за структура такая?! Выходит, на оплату труда дружинников где-то в Левокумском или Апанасенковском районах денег в бюджете нет, зато мы создаем некий «казачий спецназ»?!

Впрочем, при детальном изучении выяснилось, что Юрий Гонтарь просто выдал желаемое за действительное. Речь идет всего лишь о том, что часть окружной дружины будет теперь выполнять «парадные» функции: встречать и охранять религиозные реликвии (например, Благодатный огонь на Пасху), встречать VIP-гостей в аэропорту, стоять в почётном карауле у казачьих мест в памятные даты, участвовать в парадах и построениях, вносить знамя на мероприятиях…Речь вовсе не идёт о неких «силовых» функциях (например, физической охране губернатора). Да этого и следовало ожидать, ведь с таким трудом вообще удалось принять поправки в краевой закон, разрешающий казакам-дружинникам применять физическую силу. 

«Будут ли в сотне настоящие казаки?!»

С просьбой прокомментировать инициативу по созданию «губернаторской сотни» «Кавказ Пост» обратился к эксперту, бывшему председателю Ставропольского краевого комитета по делам национальностей и казачества Александру Якушеву:

«Вопрос создания такой «сотни» поднимался ещё при Валерии Зеренкове, и мы изучали подобный опыт на Кубани. Не знаю, что сейчас задумывается, но раньше идея была в усилении городской дружины, а также наделении «сотни» представительскими функциями». В Ставрополе проходит много мероприятий с участием губернатора и гостей края, а казачьей дружины не хватает, чтобы «закрыть» эти мероприятия в плане обеспечения безопасности. Казаки как визитная карточка края – это неплохо. Главное, чтобы за этим стояли конкретные дела по развитию казачества края. Может, то, что казаки на виду, рядом с губернатором, подвигнет его больше внимания уделять казачеству.  Иначе всё это превратится в потёмкинскую деревню. В Конвой Его Императорского Величества был тщательный отбор, да и у наместника на Кавказе тоже был свой казачий конвой. Казаки за честь считали туда попасть. И конвойские регалии хранились в семьях как драгоценные реликвии. Сегодня вряд ли найдется возможность сформировать такую «сотню» из родовых казаков. На последнем круге Ставропольского городского казачьего общества в дружину приняли 15 человек. Из них лишь один прошёл собеседование у священника, у остальных даже не спросили, носят ли крестики. Но ведь это краеугольный камень казачьих традиций и заповедей!

Если так и дальше пойдет, то вообще будут ли в этой «сотне» действительно казаки? И очень хочется надеяться, что эти люди не будут больше использоваться в закидывании оппозиции яйцами и помидорами, поскольку славы это не принесло ни казакам, ни губернатору. 

Антон Чаблин

 

logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2