Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Выборы в СКФО – самые скандальные за многие годы

Политикa В регионе
Выборы в СКФО – самые скандальные за многие годы
Наблюдатели вчера зафиксировали вбросы бюллетеней и прочие нарушения на десятках участков в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Кто-кто в Дагестане главный либерал?

Начнем наш обзор с регионов, где избирательные кампании были самыми незаметными. Скажем, в Ингушетии 10 сентября выборов вообще не было, а в Чечне избирали депутатов двух сельсоветов – Рошни-Чуйского (Урус-Мартановский район) и Дуба-Юртовского (Шалинский район).
В Кабардино-Балкарии дополнительно избирали двух депутатов в Майском сельсовете: мандаты получили единоросс Василий Подтыкан и самовыдвиженец Анна Несынова (кандидатов от ЛДПР и «Интернациональной партии России» с регистрации избирком снял).

В Дагестане выборы охватили муниципалитеты, в которых проживает чуть более 38 тысяч человек (среди них самые крупные – это Дылым и Комсомольское с населением по 9 тысяч человек).



Всего избирали 124 депутата и двух сельских глав, причем из-за небольшого масштаба кампаний партийная агитация была крайне неактивной (участвовали в выборах только «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, а также «Партия роста» и «Родина»).

Еще одного кандидата выдвинула «Интернациональная партия России» – это Аласкер Курбанмагомедов в Верхне-Убекимахинском сельсовете (безработный, ранее судимый), но его сняли после регистрации.

Традиционно активная в Дагестане партия «Яблоко» своих кандидатов выставлять не стала – и, похоже, что ее электорат и попыталась перехватить «Партия роста», которая выставила 36 кандидатов (больше – только в Свердловской области, Москве и Подмосковье). Значит ли это, что «Партия роста» впредь будет пытаться перехватить либеральный электорат, покажет время. К слову, региональное отделение партии возглавляет глава Кизилюртовского района Магомед Шабанов, причем и председатель депутатского райсовета Абжудалил Абдужанов – тоже из «Партии роста».

Ставрополье: как справороссы КПРФ «съели»

На Ставрополье 10 сентября избирали 1076 депутатов (83 муниципалитета) и глав Боргустанской станицы и Новоблагодарненского сельсовета (оба – в Предгорном районе). Всего было выдвинуто 2329 кандидатов (в том числе 1149 единороссов и 571 самовыдвиженец), из которых по различным основаниям сняли с предвыборной гонки 154 человека.
Проходило голосование на 563 избирательных участках края, задействованы были 1848 наблюдателей от кандидатов-самовыдвиженцев, а также от «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и «Родина».
О том, какие скандалы сотрясали Ставрополье на протяжении всей избирательной кампании (особенно в Левокумском и Предгорном районах), «Кавказ Пост» уже подробно рассказывал. Эти скандалы, безусловно, и отразились на явке избирателей – она была рекордно низкой. Скажем, по состоянию на 18 часов общая явка в целом по Ставрополью составляла менее 29% (в то время, как, например, в прошлом сентябре на выборах Госдумы в 18 часов явка составила почти 34%, на выборах губернатора в 2014 – 38%, а на выборах президента в 2012 году – 48%).



Самой низкой оказалась явка в Винсадском сельсовете, который сотрясали самые громкие скандалы: здесь были сняты с регистрации 8 из 10 кандидатов от КПРФ. Повод для снятия стало одно и то же нарушение – кандидаты не открыли собственные избирательные счета в Сбербанке.

Обнаружил это бдительный справоросс Евгений Сердюков (заместитель руководителя аппарата регионального отделения «Справедливой России»). Его юристом в делах, которые рассматривались в Предгорном районном суде, был представитель «Справедливой России» в краевом избиркоме Дмитрий Григориади.

КЧР: нарушения на десятках участков

Карачаево-Черкесия отметилась выборами, которые и оппозиция, и независимые эксперты назвали самыми «грязными» более чем за десять лет. Хотя и, масштаб, казалось бы, был не слишком значительным: избирали не региональных, а муниципальных депутатов – зато сразу во всех трех городах, Черкесске, Карачаевске и Усть-Джегуте. Всего были замещены 478 депутатских мандатов, были открыты 168 избирательных участков.
Накануне выборов сменился состав республиканского избиркома (его неожиданно возглавила Лариса Абазалиева, которая ранее была «детским» омбудсменом Карачаево-Черкесии), а также председатели и несколько членов комиссий в Карачаевске и Хабезском районе.
Административный ресурс в Карачаево-Черкесии сработал жестко и грязно: только в Черкесске было отказано в регистрации спискам пяти партий – «Народ против коррупции», «За женщин России», «Яблоко», «РОТ-Фронт» и «Партии возрождения России». Впрочем, в отличие от соседнего Ставрополья, существенно на снижение явки избирателей это не повлияло: по данным на 18 часов, суммарная явка в Карачаево-Черкесии составила почти 52% (в Черкесске – около 57%).



На выборы в Черкесск приехали многочисленные наблюдатели из других регионов страны. И на протяжении всего дня голосования шли беспрерывные сообщения о нарушениях (как минимум на двух десятках избирательных участков): в том числе, в Черкесске наблюдатели зафиксировали множественные факты вбросов бюллетеней.

При этом избирком Карачаево-Черкесии и даже прокуратура объявили, будто серьезных нарушений, способных повлиять на результаты выборов, нет.

Северная Осетия: урны у вас старого образца

Основная новость, которая прилетела из Северной Осетии в Единый день голосования, была косвенно связана с проходящими здесь выборами: Вячеслав Битаров заявил, что намерен вернуть прямые выборы главы республики. Напомним, что прямые выборы главы Северной Осетии были отменены в 2013 году парламентом республики. Впрочем, если они будут проходить по такому же сценарию, как и нынешняя кампания, вряд ли это обрадует жителей.

Выборы депутатов осетинского парламента стали самыми скандальными за многие годы (как, пожалуй, и в Карачаево-Черкесии). Началось все с того, что по инициативе Вячеслава Битарова были внесены изменения в республиканский закон о выборах парламента, чтобы проходили они по пропорциональной системе – то есть без депутатов-одномандатников. Это решение вызвало протест среди общественности, высказать который вслух не побоялся лишь глава Владикавказа Махарбек Хадарцев.

При пропорциональной системе выборов проще манипулировать кандидатами – снял «ненужный» партсписок, и все! Именно по такому сценарию до выборов в парламент не были допущены «Коммунисты России» (также их сняли с регистрации в Беслане, Ардоне и Алагире), «Альянс зеленых» (сняты также в Алагире и Кировском районе), «Яблоко», «Социалистическая партия» и «Российский общенародный союз».

Ассоциация «Голос» перед выборами объявила, что на многих участках в Северной Осетии аномальное количество избирателей, подавших заявления о включении в списки по месту нахождения (это новый механизм, пришедший на смену открепительным удостоверениям). Скажем, сразу на 6 участках в списки было включено более 400 избирателей, а на 16 участках – напротив, исключено из списков более 100 избирателей.



В день голосования по участкам лично ездил депутат парламента Арсен Фадзаев («Патриоты России»), который зафиксировал множественные нарушения. Скажем, на всех участках во Владикавказе он обнаружил урны для голосования «старого образца» – непрозрачные и с сантиметровыми прорезями (хотя по закону прорезь должна быть до 5 мм, чтобы исключить вброс бюллетеней).


Хотя и вбросы также были выявлены, о чем свидетельствуют и обильно появившиеся на YouTube видеоролики (их публиковали члены сетевого сообщества «Вредный наблюдатель»). На некоторых участках не были опечатаны урны, избирательные комиссии не предоставляли наблюдателям данные о подсчете голосов, кое-где даже велась открытая агитация в поддержку партий. Тем не менее, как и в Карачаево-Черкесии, власти Северной Осетии объявили, будто бы серьезных нарушений нет. Все, мол, хорошо, прекрасная маркиза…
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2