Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Беспокойство элиты и общества Адыгеи политическим курсом Мурата Кумпилова

Политикa В регионе
Беспокойство элиты и общества Адыгеи политическим курсом  Мурата Кумпилова
Адыгея – регион, относящийся к Южному федеральному округу, однако политические традиции она явно почерпнула от Северного Кавказа: это клановость и кумовство. Подтверждением тому даже недавняя передача власти от Асланчерия Тхакушинова к Мурату Кумпилову.  

Год с приставкой «врио» 

«Кавказ Пост» завершил серию аналитических публикаций, посвященных политической жизни в регионах Северного Кавказа. Сегодня мы рассказываем об Адыгее – республике, которая хоть и не входит в Северо-Кавказский округ, но экономически и политически тяготеет к нему намного сильнее, нежели к ЮФО.  
В январе республику временно возглавил 44-летний Мурат Кумпилов, который незадолго до этого был избран спикером парламента. Мало кто сомневался, но кандидатуру Кумпилова внес на рассмотрение парламента президент, и мало кто сомневался, что депутаты единогласно изберут его главой региона на ближайшие пять лет – до 2022 года.

Причем уход предыдущего главы республики Асланчерия Тхакушинова не оказался событием из ряда вон выходящим. Во-первых, вскоре после ухода с поста главы Адыгеи ему исполнилось 70 лет, из которых девять он возглавлял республику. Во-вторых, срок его полномочий и так истекал в январе 2017 года.
Тхакушинов, понимая, что не будет переназначен президентом России на третий губернаторский срок, готовил свою замену заранее. Выходец из налоговой службы, Кумпилов еще в 2008 году был назначен председателем правительства.
И его главное преимущество – то, что он племянник Тхакушинова.

Естественно, Тхакушинов настолько доверял Кумпилову, что на выборах в Народное собрание (Хасэ) именно он возглавил список «Единой России», который в итоге получил 58,3% голосов. В то же время список «Единой России» на выборах в Госдуму, которые проходили одновременно с региональными, получил 59,5%.
Место премьер-министра после ухода Кумпилова было вакантно, временно его занял первый вице-премьер Наталья Широкова. И указа о ее назначении главой правительства все еще нет, хотя минул уже год, как Широкова работает с приставкой «врио».

В паутине родственных связей

После прихода Кумпилова не сумел сохранить свою должность Владислав Федоров, который с 2010 года возглавлял администрацию главы Адыгеи и ее кабинета министров. Он выходец из судейской среды: ранее работал помощником судьи в республиканском Верховном суде, начальником отдела по взаимодействию с правоохранительными органами Антитеррористической комиссии (АТК) в администрации Асланчерия Тхакушинова.

Федотов был отправлен в отставку в мае, вместе с министром культуры Мухамедов Куловым, место которого занял Юрий Аутлев (ранее он возглавлявлял Управление цен и тарифов республики). Ну, а место Федорова занял Мурат Тхакушинов, как вы можете понять, сын бывшего главы республики.
То, что Тхакушинов за девять лет нахождения у власти рассадил на ключевые посты своих родственников – едва ли не ключевая претензия его критиков. Судите сами. Брат главы Эдуард Тхакушинов с 2007 года два созыва пробыл депутатом Госсовета республики, однако в нынешний созыв федерального парламента он избраться не сумел: ему было отказано в регистрации (сейчас Тхакушинов продолжает работать заведующим кафедрой «Экономическая теория и мировая практика» Майкопского технологического университет).  



Сын главы республики Магомет Тхакушинов был прокурором самого богатого района республики, ближайшего к Краснодару, Тахтамукайского (с 2015 года здесь до сих пор не назначен полноценный прокурор, его полномочия исполняет Антон Лебедев).

Также по республике активно распространялись слухи, что бывший секретарь республиканского Совбеза Хазэр Чич – зять. Впрочем, эти слухи можно легко опровергнуть фактами: Чич был назначен на эту должность еще в июне 2005 года предыдущим президентом Адыгеи Хазретом Совменом, а сам Тхакушинов освободил его от должности в декабре 2011 года по собственному желанию. С тех пор Чич покинул публичную политику…

Еще одним поводом для критики Тхакушинова была его крайне невнятная позиция на парламентских выборах.
Москва фактически навязала республике кандидата-самовыдвиженца Вячеслава Резника, который формально никакой связи с Адыгеей не имеет. Хотя местные элиты хотели видеть на этом посту человека, непосредственного связанного с республикой.

Проводили в республике и полноценные праймериз «Единой России», победителем которых стал председатель спорткомитета Адыгеи Мурат Хасанов, многократный чемпион страны, Европы и мира по самбо (он в итоге получил 49,3% голосов). Впрочем, Хасанов все же в итоге стал депутатом Госдумы от республики, а его место занял Мурат Дагужиев, который никогда не был профессиональным спортсменом (он выходец из «Газпрома»). Такая рокировка была необходима еще и для того, чтобы дать возможность избраться по Адыгейскому одномандатному округу именно самовыдвиженцу, а не единороссу: перед выборами к Резнику появились серьезные вопросы у испанских правоохранителей, и он был вынужден отмежеваться от «Единой России». Хотя в Госдуме, естественно, вошел именно в ее фракцию.

Коттеджи с «кавказским» духом

Судить об итогах работы Мурата Кумпилова пока что слишком рано.
Пожалуй, главной проверкой его работы было разрушительное наводнение в Адыгее, в результате которого были разрушены несколько пешеходных мостов, водосбросов и водозащитных дамб.
Режим ЧС был объявлен в четырех муниципальных районах, ущерб оценили в 400 млн. рублей. Из резервного фонда правительства России на выплаты компенсаций пострадавшим было выделено более 120 миллионов, однако жители Адыгеи все равно жаловались на промедление с выплатами.
Ну,  а главная политическая интрига в Адыгее, пожалуй, была связана с судьбой регионального отделения партии «Зеленые» и «Экологической вахты по Северному Кавказу» (она официально зарегистрирована в Майкопе). Возглавляет отделение «Зеленых» известный эколог, директор Института региональных биологических исследований Валерий Бриних.

Три года он пытался оспорить в суде то, что его статью «Молчание ягнят» признали экстремистским материалом. И лишь в начале августа Майкопский городской суд прекратил уголовное дело в отношении Бриниха за отсутствием состава преступления.

Вместе с тем, прокуратура Майкопа продолжала прессовать региональное отделение «Зеленых» проверками. Да и добавилась в этой истории и религиозная подоплека: Духовное управление  мусульман Краснодарского края и Адыгеи обратилось в МВД с требованием привлечь Бриниха к ответственности за оскорбление чувств верующих.
Поводом для недовольства мусульман стало заявление Бринихао краже жертвенных ягнят, подаренных еще в декабре 2016 года Рамзаном Кадыровым малоимущим жителям Адыгеи.

Что касается «Экологической вахты по Северному Кавказу», то в июле Верховный суд Адыгеи подтвердил ранее вынесенное Майкопским городским судом признании вахты «иностранным агентом». Координатор вахты Андрей Рудомаха даже был вынужден объявить, что бесконечные судебные процессы блокируют работу организации.

Нескончаемые нападки на экологов связаны с тем, что они вскрывают важнейшие социальные язвы Адыгеи. Скажем, в апреле «Экологическая вахта по Северному Кавказу» заявила, что Тахтамукайском районе произошел захват берега Кубани, где ради строительства частного пляжа ведется незаконная вырубка леса. Правда, ни прокуратура, ни власти республики на это сообщение никак не отреагировали. А вот это уже сугубо в «кавказском» духе.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2