Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

С какими проблемами Ставрополья Владимир Владимиров не справился за четыре года губернаторства

Политикa В регионе
С какими проблемами Ставрополья Владимир Владимиров не справился за четыре года губернаторства Фото: Пресс-служба губернатора СК
«Здесь шел очень тяжелый процесс»


На прошлой неделе в немилость попали сразу два человека из ближайшего окружения губернатора – министр экономического развития Андрей Мурга и министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Игорь Васильев. 11 июля было объявлено, что Мурга покинет пост министра (но при этом сохранит пост вице-премьера краевого правительства, которое возглавляет сам Владимиров).
А спустя три дня сотрудниками ФСБ и МВД был задержан Игорь Васильев: в отношении него возбудили уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями, сейчас он находится под домашним арестом. 18 июля по ходатайству следствия Васильев был отстранен от должности, его полномочия временно исполняет первый зам Андрей Лазуткин.
Если в случае с ротацией в Минэкономики сам губернатор никаких комментариев не давал, то отстранение Васильева прокомментировал с нескрываемой симпатией к нему: «Я много поменял руководителей на посту министра строительства. Здесь шел очень тяжелый процесс, пока на эту должность не был назначен Игорь Васильев. Им много было сделано для развития подведомственных отраслей».

Из Подмосковья призвал губернатор

Отстранение обоих министров (Мурга, как сообщается, должен покинуть пост после того, как в понедельник выйдет из отпуска) связано с обострившейся борьбой за кресло губернатора.
Вице-премьера, который никогда не скрывал губернаторских амбиций, считают одним из возможных «заказчиков» информационной атаки на губернатора во время «Прямой линии» с президентом.
Тогда, напомним, Путин узнал, что деньги, выделенные Ставрополью на компенсации подтопленцам, до людей не дошли. И сходу на государственном телеканале «Звезда» вышла «новость» об отставке Владимирова. Она хоть и оказалась фейком, но ее быстро растиражировали многие издания.
Атака силовиков на Васильева, вероятнее всего, – тоже попытка пошатнуть и без того непрочные позиции Владимирова. Ведь министр – один из ключевых людей в его команде, которого Владимиров в ноябре 2013 года лично упросил вернуться на Ставрополье с поста замначальника управления дорожного строительства в Подмосковье.
Сегодня же Васильев лично курирует самые амбициозные проекты губернатора (бюджет ведомства Васильева приближается к 12 млрд. рублей). Вот лишь некоторые из них: строительство детсадов, школ, поликлиники в Ставрополе, четырех тренировочных полей на Кавминводах к футбольному Мундиалю-2018, расселение 20 тысяч человек из частного сектора в историческом центре Кисловодска, строительство платной автодороги от Кисловодска до Сочи.

Есть ли у «ямальцев» команда?

Скоро Владимир Владимиров отметит четырехлетие пребывания на губернаторском посту. Год он пробыл в статусе «врио», а в сентябре 2014 года выиграл выборы. И сейчас все активнее звучат мнения, что положенный пятилетний срок он не доработает: уйдет либо зампредом правления «Газпрома», либо вице-президентом «Ямал-СПГ» (структура «Новатэка», креатурой главы которого Леонида Михельсона поначалу и считался Владимиров).
Среди возможных претендентов на пост губернатора называют самые необычные фигуры, начиная от мэра Ставрополя Андрея Джатдоева и заканчивая спикером краевой думы (в прошлом директор МУП «Комбинат благоустройства» Буденновска) Геннадием Ягубовым и депутатом Госдумы (в прошлом тележурналисткой) Ольгой Тимофеевой.
Отсутствие в этом списке по-настоящему крупных и влиятельных фигур лишь подчеркивает:
Ставрополье – это тяжкая ноша.
И за четыре года «у руля региона» Владимиров проблемы решить не сумел. Скорее, наоборот. Главное – что он так и не сумел создать полноценную команду единомышленников.Даже люди, которых он вместе с собою привез с Ямала, сейчас ведут войну друг против друга.
Вот лишь один пример. В феврале сменился директор в ГУП «Ставропольское телевидение» – краевой телекомпании, которая является главным пропагандистским ресурсом правительства. Опытный телевизионщик Владимира Гармидер, приехавшая с Владимировым с Ямала, уступила место Абдулхалику Алимурадову, который опыта работы на ТВ прежде вообще не имел. Но он учился вместе с Виталием Хоценко – главой Минпрома края (это министерство является учредителем ГУП «Ставропольское телевидение»), который также приехал с Ямала.


Сомнительная реформа…

Что же оставит Ставрополью Владимир Владимиров после того, как рано или поздно покинет пост губернатора? Пожалуй, самое фундаментальное для жизни края начинание – это муниципальная реформа: начиная с 2015 года, на Ставрополье уже девять муниципальных районов были преобразованы в городские округа. Это именно те районы, в которых столицей является не село, а город.
Два района, которые пока что миновали этой участи, – это Шпаковский (райцентром является Михайловск) и Буденновский (Буденновск). Скажем, преобразование Шпаковского района должен был осуществить мэр Михайловска Михаил Миненков, назначенный губернатором в июне 2014 года (он считался протеже Андрея Уткина, бывшего спикера краевого парламента).
Однако у реформы нашлось слишком много противников, которые бы в итоге потеряли контроль над земельными ресурсами под жилищное строительство в окрестностях Ставрополя, и Шпаковский район оставили в покое. В других районах таких же влиятельных оппонентов не оказалось, и реформа все-таки состоялась.
Ее последствия только предстоит оценить. Декларируемая цель – экономия бюджетных средств на содержание чиновников и депутатов. Хотя, безусловно, истинная задача муниципальных преобразования – централизовать принятие решений на уровне губернатора.

…и полная централизация

Именно полное подчинение муниципальных элит можно считать еще одной задачей: с которой так или иначе справился Владимиров. Он сменил практически всех мэров городов на Ставрополье, но вот с наиболее одиозными совладать так и не сумел. Это, в первую очередь, мэр Пятигорска Лев Травнев, который считается протеже вице-премьера (и бывшего полпреда на Северном Кавказе) Александра Хлопонина.
Но даже и те мэры, которых назначил губернатор, зачастую не оправдывают возлагаемых надежд, как было с Сергеем Перцевым в Минеральных Водах (его и вовсе прокуратура края требует уволить по коррупционным основаниям), Александром Курбатовым в Кисловодске, Евгением Моисеевым в Георгиевске и Железноводске.
Фактически ликвидирована в крае и политическая оппозиция, по крайней мере, парламентская: ЛДПР, «Справедливую Россию» и даже КПРФ губернатор умаслил различными должностями. Заодно Владимиров теперь выглядит в глазах Москвы демократичным губернатором, у которого в команде – представители разных партий: директор «Водоканала», фонда капремонта, уполномоченный по правам предпринимателей…
Вместе с тем, с федеральным центром у губернатора отношения складываются, что называется, по синусоиде. Скажем, из-за судьбы медкластера стоимостью 160 млрд. рублей (который первоначально планировали разместить на Ставрополье, но затем решили перебазировать в Карачаево-Черкесию), у Владимирова испортились отношения с руководством Минкавказа, «Корпорации развития Северного Кавказа» и властями КЧР. А из-за судьбы Бакресских пастбищ в Нефтекумском районе – с властями Дагестана. Удастся ли их восстановить, большой вопрос. Едва ли не больший, удастся ли команде Владимирова вернуть доверие президента и населения.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2