Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Кабардино-Балкария: стагнация за ширмой молчания Юрия Кокова

Политикa В регионе
Кабардино-Балкария: стагнация за ширмой молчания Юрия Кокова
Объем «теневой» экономики в Кабардино-Балкарии эксперты оценивают в 55 млрд. рублей ежегодно.
Это два годовых бюджета региона. Львиная доля приходится на алкогольное и спиртовое производство. Глава региона Юрий Коков не раз обещал окончательно вывести этот бизнес из «тени», но постоянно терпит поражение в неравной борьбе с «водочными королями» (среди них ведь даже депутаты Госдумы имеются). 



«Оптимизация» пиара ценою в 350 миллионов 

«Кавказ Пост» продолжает анализировать политическую жизнь в регионах Северного Кавказа. Сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны, скрывающую коридоры власти в Кабардино-Балкарии. Тем более, что на сегодняшний день глава этого региона Юрий Коков – самый «закрытый» губернатор на Северном Кавказе.
По подсчетам агентства «Медиалогия», Коков третий год подряд остается наименее цитируемым главой региона в СКФО:
правда, если в 2014 году ему было посвящено 4,6 тысячи публикаций (в региональных и федеральных изданиях), то в прошлом году – уже 14,6 тысяч. Впрочем, в нынешнем году все же наметилась борьба за последнее место в рейтинге «Медиалогии»: Кокова теснит… его коллега из Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.
При этом, впрочем, региональным СМИ Кабардино-Балкарии чудным образом удается отыскать информационные поводы, которые касаются деятельности Юрия Кокова. По подсчетам агентства Mindscan, упоминается он в местных изданиях значительно чаще, нежели президент Владимир Путин (скажем, в апреле – на 10% чаще, а в июне – уже на 20% чаще).
Вместе с тем, по этому показателю Юрию Кокову еще далеко до коллег из соседних регионов: скажем, про Вячеслава Битарова в местной прессе вспоминают втрое чаще, чем про президента, а про Юнус-бека Евкурова – в семь раз чаще!
Впрочем, у Кокова финансовые возможности для пиара далеко не самые маленькие:
в нынешнем году в республиканском бюджете на СМИ выделяется 350 миллионов.
Сейчас в регионе идет грандиозная реорганизация «пиаровской» отрасли: все выходящие в республике 10 государственных газет и журналов (в том числе на национальных языках) объединены в холдинг «КБР-Медиа». В его состав также включили информагентство «КБР-Инфо», издательство «Эльбрус» и телеканал «Кабардино-Балкария».



Директором обновленного холдинга осталась Людмила Казанчева, которая с ноября 2014 года возглавляла Госкомитет по печати массовым коммуникациям (а до этого она была директором республиканского филиала ВГТРК). После ухода Казанчевой был упразднен и сам Госкомитет по печати – его функции формально переданы Минкультуры республики.
Хотя, ясно, основные пропагандистские задачи отныне будет решать именно «КБР-Медиа».

В окружении Кокова остались лишь пятеро

Считается, что после назначения Юрия Кокова главой Кабардино-Республике там снизилось количество внутриэлитных конфликтов и вспышек социального протеста. Скорее это можно объяснить тем, что вся информационная политика жестко монополизирована, среди независимых издания осталась, пожалуй, лишь «Газета Юга». 
На самом деле поводов для протестов в республике остается много. В частности, в конце 2016 года в Интернете появился целый залп видеообращений к президенту от жителей Нальчика: они жаловались, что их насильно переселяют из домов, признанных ветхими, в однокомнатные и коммунальные квартиры на окраине города. 



 Регулярно критикует Юрия Кокова и Союз старейшин балкарского народа, который возглавляют Исмаил Сабанчиев. Этнические активисты обвиняют власти республики в срыве программы возрождения балкарского народа и уже неоднократно грозили выходом Балкарии из состава республики.
Обострены и земельные конфликты, которые нередко приходится решать с помощью оружия. Так, в октябре 2016 года спор вокруг земель завода «Терекалмаз» перерос в перестрелку в ауле Верхний Акбаш (Терский район), а в мае нынешнего года в селении Алтуд (Прохладненский район) фермер Руслан Кумахов был застрелен арендатором, отказавшимся возвращать незаконно переданный ему участок.
Не утихают в регионе и коррупционные скандалы. Согласно статистике Генпрокуратуры, в прошлом году в Кабардино-Балкарии была зарегистрирована 1000 преступлений экономической направленности (в целом в СКФО – 8664), а в семь месяцев текущего года – 528 (по округу – 5436). 
Вот лишь несколько самых громких примеров. В сентябре 2016 года в Нальчике сотрудники ФСБ прямо в его служебном кабинете задержали замминистра сельского хозяйства, когда он получал взятку в размере 1 млн. рублей. Эту сумму он должен был якобы передать начальнику отдела по борьбе с коррупцией городского УМВД.
Причем фамилии обоих чиновников сохранили в тайне – лишнее свидетельство абсолютной «закрытости» властной корпорации в Кабардино-Балкарии.

В ноябре была отстранена от должности министр земельных и имущественных отношений Ляна Эристова. Ее обвиняли в подделке документов и злоупотреблений полномочий (незаконно устроила мать на лечение в санаторий). Об этом протрубили все СМИ. Но никто не сообщил, что уголовное дело в отношении Эристовой было прекращено по требованию прокуратуры: ее правонарушение посчитали слишком малозначимым. Продолжает работать замминистра.
Ну, и самый свежий скандал. Полмесяца назад был внезапно и без объяснения причин отстранен от должности министр финансов Заур Лихов.
Впрочем, причины вскоре стали известны – оказывается, в отношении Лихова возбуждено уголовное дело: по версии следствия, еще будучи директором республиканского филиала Россельхозбанка, выдавал кредиты предпринимателям, которые заведомо не могли их вернуть. Сейчас экс-министр под стражей…  
К слову. Из числа назначенных при формировании Юрием Коковым нового правительства продолжают работать только пять человек: премьер-министр Алий Мусуков, вице-премьер (министр образования, науки и молодежной политики) Нина Емузова; министры физкультуры спорта Асланбек Хуштов, экономического развития Борис Рахаев и культуры Мухадин Кумахов
Повторим: за четыре года в ближайшем окружении Кокова остались только пять человек.

«Вечный» аутсайдер рейтингов 

Кабардино-Балкария – постоянный аутсайдер различных рейтингов социально-экономического развития. В частности, это касается социально-экономического положения (РИА «Рейтинг»); состояния конкурентной среды (ФАС); инновационной активности (НАИРИТ); сберегательной активности населения (агентство «Top-RF.ru»); уровня кредитной нагрузки населения («Объединенное кредитное бюро»). Минфин России включил Кабардино-Балкарию в число территорий «с низким качеством управления региональными финансами».



Распад Советского Союза болезненно ударил именно по таким промышленно развитым территория, как Кабардино-Балкария: были разорваны экономические связи между соседними регионами, включенными в цепочки кооперации. В постсоветское время в республике обанкротились десятки крупных предприятий.
Только в Нальчике – заводы по производству стройматериалов, металлоизделий, железобетонных изделий, стекольный и машиностроительный комбинаты, в Прохладном – завод стеновых материалов, химический комбинат и комбинат плодоовощных консервов, в Тереке – консервный, комбикормовый и халвичный заводы, в Майском – заводы электронного машиностроения и железобетонных изделий, в Нарткале – заводы железобетонных изделий, консервный и черепичный, в Ерокке – консервный завод, в Заюково – автобусный завод, в Куба-Таба – птицеводческий комбинат, в Чегеме – завод по производству мясокостной муки, в Анзорее – кирпичный, в Баксане – экспериментальная фабрика спортивного трикотажа (одна, кстати, из немногих в СССР).
Список можно продолжать еще долго…
И это не считая еще десятков прекративших деятельность ликеро-водочных и спиртовых заводов.
По оценкам фонда «Бастион», одной из ключевых отраслей «теневой» экономики Кабардино-Балкарии является именно нелицензированное производство из контрабандного спирта винно-водочных изделий (а также выпуск фальсификатов) под известными торговыми марками.

Юрий Коков неоднократно обещал вывести «спиртовую» отрасль из тени – но ему это сделать так и не удалось. Зато вице-премьер Александр Хлопонин (ответственный за контроль над алкогольным рынком страны) относит республику к числу основных в России производителей алкогольного суррогата и контрафакта.
В ходе недавно проведенного «Опорой России» опроса представителей малого бизнеса в регионах Северного Кавказа респонденты оценили долю «теневого» сектора в Кабардино-Балкарии в 36% (в среднем по СКФО – в 26%). 
Как перевести эти проценты в точные цифры? Очень просто. По данным Минфина, в нынешнем году валовый региональный продукт в Кабардино-Балкарии составит 154 млрд. рублей. Вот и получается, что объем «теневой» экономики – не менее 55 миллиардов. Это почти два республиканских бюджета. 
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2