Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Северный Кавказ в ожидании следующих губернаторских отставок.

Политикa В регионе
Северный Кавказ в ожидании следующих губернаторских отставок.
Вся политика Северного Кавказа за неделю с 25 сентября по 1 октября.

Северный Кавказ напрягся в ожидании предстоящих губернаторских отставок: Рамазан Абдулатипов уже объявил о скором уходе, теперь политологи обсуждают такой же политический финал Рашида Темрезова, Владимира Владимирова и Вячеслава Битарова.

Дагестан: отставка неминуема

Главное событие на Северном Кавказе, безусловно, это отставка главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. И хотя официально она еще не состоялась, указ президента не подписан, но уход 71-летнего Абдулатипова уже неминуем. В среду его экстренно отозвали из отпуска в Москву, в администрацию президента.

А сразу после визита в Кремль Абдулатипов дал эксклюзивное интервью радиостанции «Говорит Москва», в котором и объявил о предстоящей отставке.
То, что об уходе он заявил самостоятельно, не дожидаясь президентского указа, нарушило заведенный порядок вещей.

«Это такое хлопанье дверью. Формально он ушел с поднятой головой, а не как человек, про которых выяснилось, что его уволили. Подобный уход показывает, что человек был политиком, а не бюрократом», – говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

Причем Абдулатипов умудрился наговорить еще множество всяких жестких слов. Комментируя причины своей отставки газете «Комсомольская правда», глава Дагестана заявил:
«Идет озеленение кадров».
А следом на заседании Народного собрания он высказался еще жестче: «В Москве есть люди, которые бреют зайцев на ходу. От них мы страдали в девяностые. И плохо, что они навязывают президенту не очень популярные решения».



То, что еще официально не названо имя преемника, свидетельствует, что и в Кремле, и в самой Махачкале идет большая борьба между представителями различных групп влияния. Среди претендентов называют самые экзотичные фамилии, в том числе двух бывших полпредов президента в СКФО – зампреда правительства Александра Хлопонина и первого заместителя командующего Росгвардией Сергея Меликова.

Не исключено, что главой Дагестана вернется Магомедсалам Магомедов, который возглавлял регион с 2010 до 2013 годов, а сейчас является заместителем руководителя администрации президента.

Также в числе возможных претендентов политики калибром поменьше, в том числе бывший председатель правительства Дагестана Мухтар Меджидов, министр внутренних дел республики Абдурашид Магомедов, депутат Госдумы Умахан Умаханов, вице-премьер Совета Федерации Ильяс Умаханов, начальник Академии Государственной противопожарной службы МЧС Шамсутдин Дагиров, вице-губернатор Волгоградской области Роман Беков, начальник дагестанского управления Росказны Сайгидгусейн Магомедов и другие.

КЧР и РСО: отставки под вопросом

На фоне новостей о грядущей отставке Рамазана Абдулатипова также появились неутешительные прогнозы относительно политического будущего глав двух еще северокавказских республик – Рашида Темрезова и Вячеслава Битарова.

Слухи о возможной отставке Темрезова появились на фоне празднования 25-летия образования республики. На празднование приехал полпред президента Олег Белавенцев, который высоко оценил качество работы главы региона (кстати, Темрезов был избран парламентом Карачаево-Черкесии ровно год назад).
Скорее всего, это был всего лишь дипломатический политес.

На самом деле, основная претензия к Рашиду Темрезову – это политическая монополизация: глава региона в буквальном смысле «оттирает» все прочие влиятельные фигуры, в том числе действующего сенатора (которого сам же и назначил) Рауфа Арашукова, бывшего главу республики и бывшего управляющего отделением Пенсионного фонда Мустафу Батдыева (именно с ним и связывают назначение самого Темрезова в 2011 году), бывшего главу Карачаевска Руслана Текеева (который в 2014 году и занял этот пост благодаря Темрезову)…

Опирается сам Темрезов на клан Салпагаровых: его предводитель – это сенатор Ахмат Салпагаров, бывший глава Дирекции капитального строительства. С его семьей связаны три крупнейшие компании, «Шанс», «Кубанское» и «Карачаевское», которые с 2011 года, когда регион возглавил Темрезов, получили государственным подрядов на сумму более 10 млрд. рублей.



Основная претензия к главе Северной Осетии Вячеславу Битарову также связана с монополизацией власти. Формальным поводом могут быть скандальные выборы в парламент Северной Осетии, прошедшие 10 сентября. И хотя победу на них получила «Единая Россия», главное, что все прочие партии (и особенно ЛДПР и «Патриоты России») заявляли о многочисленных нарушениях в ходе голосования.

Благодаря этому осетинские выборы даже оказались в федеральной «повестке дня», о них написала и западная пресса… ЛДПР потребовала пересчета голосов, но в итоге были отменены результаты голосования лишь на двух участках. А вот требования «Патриотов России» о наказании руководителей избиркомов, где были масштабные фальсификации, удовлетворили: уволены председатели 23 участковых избиркомов и глава одной территориальной комиссии.

Ставрополье: что будет с губернатором?

Глава Ставропольского края Владимир Владимиров тоже оказался в «черном списке» возможных отставников.
Этому предшествовали продолжавшиеся все лето коррупционные скандалы сразу в двух ключевых министерствах – строительства и экономического развития.
Завершилось эта чехарда сменой руководителя в Минэкономики и расформированием Минстроя, которое было разделено на два самостоятельных ведомства: одно – строительства и архитектуры, а второе – дорожного хозяйства и транспорта.

Сделано это было, разумеется, с единственной целью: чтобы временно отстраненный от должности на время расследования его уголовного дела Игорь Васильев не сумел вернуться к прежней должности. Ведь должности-то такой уже нет.

Губернатор не стал ломать голову относительно того, кому доверить новоявленные министерства: их возглавили действующие вице-премьеры Роман Петрашов и Александр Золотарев.
Абсолютно никакого опыта работы по данному профилю оба не имеют.
Зато, скажем, Петрашов, который теперь будет заниматься на Ставрополье дорожным строительством, имеет надежный тыл: его отец – один из топ-менеджеров «Лукойла», который занимал должность руководителя Дирекции по имущественным отношениям, административно-хозяйственной деятельности и транспорту.



А недавно Петрашов и вправду подвязался на «дорожной» ниве. Летом он приобрел участок с домиком в дачном кооперативе «Нива» (на опушке Мамайского леса), а вскоре дорога к кооперативу длиной несколько километров была в рекордные сроки отремонтирована. Жители «Нивы», конечно, рады такому неожиданному обретению, а вот остальные граждане Ставрополья, разумеется, нет – зачем им министр-непрофессионал?!

Чечня и Ингушетия: темная история террора

На территории высокогорной Ингушетии (в Сунженском районе) обнаружено место захоронения Доку Умарова, который почти семь лет был лидером террористического подполья Северного Кавказа. Также в 2006 году он стал президентом Ичкерии – провозглашенного террористами виртуального государства. Умаров считался одним из самых опасных террористов не только в России, но и на планете: он организовал, в частности, подрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 году и теракт в аэропорту Домодедово в 2011 году.



Доку Умаров был убит в результате спецоперации в 2013 году, вскоре после того, как объявил, что намерен организовать серию терактов во время сочинской Олимпиады.
Место захоронения Умарова силовикам показал некий мужчина, который был задержан за участие в боевых действиях на стороне террористов в Сирии.
Экспертиза останков, найденных в горах Ингушетии, показала, что Доку Умаров был отравлен неким сильнодействующим ядом (его доставили боевику с продуктами). Следовательно, речь шла о тщательно спланированной российскими силовиками спецоперации.

КБР: куда ушли миллиарды?!

В республике – очередной скандал, связанный с неуплатой налогов в алкогольной отрасли: Следственный комитет сообщил, что директор крупного спиртзавода не заплатил в бюджет акцизы на общую сумму 115 млн. рублей. По версии следствия, он подделал официальную бухгалтерскую отчетность за январь-март этого года. Как ни странно, ни фамилию подозреваемого, ни название компании-неплательщика Следственный комитет не сообщает.



Это далеко не первое подобное дело в Кабардино-Балкарии. И суммы неуплаченных в бюджет республики акцизов поражают. В частности, директор ООО «Чегемский винпищепром» Асланби Калмыков подозревается в неуплате 254 млн. рублей, директор ООО «Рус-Алка» Ислам Березгов – в неуплате более 2,5 млрд. рублей, а директор ООО «Антарес» Руслан Канкулов – в неуплате почти 3,8 млрд. рублей.

И вот, скажем, Березгова самый гуманный Урванский районный суд Кабардино-Балкарии приговорил к трем годам лишения свободы условно. Его коллега, директор ООО «Алко-лайт» Руслан Дашуев, который не заплатил в бюджет 815 млн. рублей, получил два года условно.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2