Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

Муфтий Северного Кавказа начинает новый срок с шатких позиций

Обществo В регионе
Муфтий Северного Кавказа начинает новый срок с шатких позиций

Главой мусульман Северного Кавказа на очередной пятилетний срок переизбран 63-летний Исмаил Бердиев, который возглавляет муфтият уже 14 лет.

За период его руководства кавказская умма переживала не один раскол. Слишком уж много неразрешимых противоречий накопилось внутри мусульманской общины.

Четыре центра – пять мнений

Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) был создан в 1998 году по инициативе тогдашнего муфтия Чечни Ахмата Кадырова, его основной задачей была провозглашена борьба с салафизмом (ваххабизмом). В 2003 году председателем центра был избран Исмаил Бердиев, муфтий Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, и с тех пор он.

КЦМСК стал четвертой по счету религиозной организацией, которая претендовала на объединение мусульман различных регионов. Ведь, в отличие от РПЦ, у традиционного ислама в России отсутствует единый политико-управленческий центр. Старейшим среди них является Центральное духовное управления мусульман России (ЦДУМ) с центром в Уфе, существующее ещё с царских времен. С 1992 года его возглавляет муфтий Талгат Таджуддин, этнический татарин. В 1994 году было учреждено Духовное управление мусульман России (ДУМР), а годом позже – Совет муфтиев России (СМР), которые возглавил шейх Равиль Гайнутдин, также этнический татарин.

В 1997 году учредили Духовное управление мусульман азиатской части России, возглавил которое муфтий Нафигулла Аширов, и снова этнический татарин (впоследствии ДУМ организационно вошла в Совет муфтиев России, а Аширов был назначен заместителем председателя совета Равиля Гайнутдина). Во многих крупных регионах (в частности, Мордовии, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Свердловской областях) имеется сразу несколько Духовных управлений (муфтиятов), которые подчинены различным централизованным структурам, чего представить в РПЦ невозможно. Пожалуй, самый яркий пример – Пермский край, где с 2006 года действует два муфтията: один в системе Центрального духовного управления мусульман России, второй – в системе Совета муфтиев России.

Почему скандалят муфтии

Именно в Перми был зарегистрирован появившийся в декабре 2010 года ещё один, пятый по счету, духовный центр российских мусульман – Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) или Всероссийский муфтият. Он был призван объединить региональные муфтияты, не вошедшие ни в одну из перечисленных выше централизованных структур. Инициатором проекта считается первый заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков (по отцу – чеченец), а возглавил его муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов (наполовину татарин и карачаевец).

На момент создания в РАИС входили духовные управления пяти регионов – Ставрополья, Мордовии, Рязанской области, Свердловской области и Пермского края (две последние были объединены в ДУМ Урала), затем к ним присоединились муфтияты Ростовской области и Чувашии, со скандалом вышедшие из состава Совета муфтиев России. РАИС был призван провести унификацию религиозно-образовательных стандартов и всей религиозной литературы, воссоздать отечественную школу улемов. Однако новая религиозная структура быстро погрязла во внутренних «разборках»: в июле 2013 году Мухаммад Рахимов во главе РАИС был заменен на пермского муфтия Мухеммедгали Хузина.

Переизбрание вызвало раскол в рядах Всероссийского муфтията, который вскоре фактически прекратил существование. Формально, несмотря на сложение полномочий, главой организации оставался Мухаммад Рахимов. Всероссийский муфтият как юрлицо ликвидирован только 14 марта 2016 года. И в настоящее время Духовное управление мусульман Ставрополья вернулось в состав КЦМСК.

«Замирение» с самыми мятежными

Столь же сложный путь, как и муфтият Ставрополья, прошло духовное управление мусульман Чечни. В 2012 году муфтият, возглавляемый на тот момент Султаном Мирзаевым, объявил о выходе из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Мирзаев считался «пожизненным» муфтием Чечни, однако в июне 2014 года он неожиданно ушёл в отставку (по официальной версии, в связи с состоянием здоровья), передав бразды правления своему заместителю Салаху Межиеву. Это одна из самых ярких персон на чеченском политическом небосводе: он регулярно выступает с осуждением салафитов, называя их врагами и ислама, и светской власти республики.

Впрочем, заявления о выходе чеченского муфтията из КЦМСК оказались фикцией. На съезде муфтиев региона 19 апреля в Пятигорске не только на очередной срок был переизбран Исмаил Бердиев, но и его заместителем избран Салах Межиев. Напомним, что ранее пост замглавы центра занимали Магомед Албогачиев (муфтий Ингушетии, ныне советник главы республики), Шафиг Пшихачев (бывший муфтий Кабардино-Балкарии, ныне директор Международной исламской миссии) и Исмаил Бостанов (ректор Исламского института, убит в 2009 году).

Назначение Межиева можно расценивать однозначно: даже если конфликт двух религиозных организаций и был, то он исчерпан. Кроме того, на съезде было принято решение сформировать исполком КЦМСК, который возглавил Мухаммад Рахимов (он, напомним, вернулся в лоно координационного центра всего год назад). Значит, и со ставропольским муфтиятом конфликт Бердиеву удалось уладить. Кажется, сумел он восстановить отношение и с Духовным управлением мусульман Дагестана – региона, где сосредоточена половина всех российских мечетей. 20 марта муфтий Ахмад Абдулаев подписал приказ о выходе из состава КЦМСК, контроль над исполнением которого возложил на своего первого заместителя Ахмада Кахаева. Вместе с тем Кахаев прибыл на пятигорский съезд (хотя и не смог участвовать в голосовании из-за почечной колики). А сам новоизбранный руководитель исполкома Координационного центра Мухаммад Рахимов заявил, что никаких документов о выходе дагестанского муфтията не поступало.

В общем, новый пятилетний срок на посту муфтия Северного Кавказа Исмаилу Бердиеву придётся начинать с шатких позиций. С тремя «мятежными» муфтиями он замириться сумел, но вот долго ли продлится этот благостный период, сказать сложно. Слишком уж много противоречий накопилось внутри северокавказской уммы, устранить которые Бердиев за 14 лет пребывания на своем посту так и не сумел. И пока они будут накапливаться, конфликты станут лишь множиться.

Антон Чаблин

logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2