Происшествия Экономика Политика Общество Культура Отдых Спорт Выборы Спецпроекты Мнения

В Калмыкии осуждённые дагестанцы проломили головы тюремщикам, не позволявшим молиться

Обществo В регионе
В Калмыкии осуждённые дагестанцы проломили головы тюремщикам, не позволявшим молиться Фото: pixabay.com
Теперь под большой угрозой находятся жизни самих ревнителей ислама.

Чрезвычайная ситуация, которая до сих пор продолжается в ИК-2 Калмыкии, грозит стать одной из самых громких, если не в стране, то уж на Северном Кавказе, точно. В минувшую пятницу, 5 августа в стенах пенитенциарного заведения, расположенного на окраине села Яшкуль, случилось экстраординарное по нашим временам событие. Два уроженца Дагестана после вечерней проверки проникли на территорию отряда СУОН (специальные условия отбывания наказания). Узнав об этом, туда поспешила резервная группа сотрудников ФСИН.

В помещении они обнаружили двоих своих тяжелораненных коллег и двух осуждённых, в руках которых были заточенные пластина и арматура с топорищем. Напавшие на тюремщиков просто так сдаваться на собирались и пошли в рукопашную. В результате ближнего боя получили колотые ранения и травмы ещё шесть сотрудников колонии. Их фамилии Баджаев, Горбунов, Дюгидов, Менкенов, Мутыров и Халгаев, сообщает издание «Черновик».

У двух первых пострадавших во время нападения младших инспекторов отдела безопасности колонии Александра Сангаджиева, 1976 г.р. и Владимира Шевдеева, 1988 г.р. оказались проломлены черепные коробки. Обоих доставили в реанимацию Яшкульской районной больницы, где спустя некоторое время Шевдеев скончался, не приходя в себя.

Кровь – за кровь…
На безрассудный поступок решились два молодых парня, отбывавших наказание по разным статьям и объединённых только одной камерой и одной верой. Сперва они хотели совершить побег, но потом решили действовать гораздо радикальней.

22-летний житель Астрахани Магомед Атимагомедов был осуждён на три с половиной года за угон автомобиля. 28-летний Дауд Курамагомедов «присел» на целых 15 лет по целому «букету» статей, в т.ч. за убийство. Стоит ли говорит о том, какие чувства после всего этого испытывают к двум дагестанцам все сотрудники ИК-2… 

Спустя неделю после ЧП, можно констатировать, что жизни нападавших висят на волоске. Об их здоровье можно даже не заикаться…

Даже если они останутся в живых, Атимагомедова и Курамагомедова ждёт новый судебный процесс. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по пп. «б» и «ж» ч. 2 ст. 105 («Убийство, совершённое группой лиц по предварительного сговору лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности»), ч. 3 ст. 30, пп. «а», «б», «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство двух и более лиц в связи с осуществлением данными лицами служебной деятельности, совершённое группой лиц по предварительному сговору»), ч. 3 ст. 321 УК РФ («Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»).

Вообще ночь с 5 на 6 августа на всю жизнь запомнят все остальные сидельцы ИК-2. Вскоре после задержания напавших туда прибыло практически всё руководство калмыцкого УФСИН, куратор из отдела «М» УФСБ по Калмыкии, прокуроры по надзору, следователи Следственного комитета по республике. Приехали и сотрудники сводного отряда и отдела спецназначения местного УФСИН, которые избивали заключённых.

«Силовики решили «наказать» осуждённых. После задержания были жестоко избиты Атимагомедов и Курамагомедов Они в результате пыток пострадали сильнее всех. Помимо них, в прогулочных двориках ШИЗО-ПКТ были жестоко избиты все содержащиеся «под крышей» осуждённые. В ряде отрядов ИК-2 также сотрудники УФСИН превысили полномочия и незаконно применили насилие и спецсредства в качестве мести за убийство сослуживца», – рассказали изданию «Черновик» правозащитники.

8 августа проект Gulagu.net (его сайт заблокирован Роскомнадзором по решению суда) опубликовал SMS, отправленное заключёнными, отбывающими наказания в Яшкуле: «В данное время в ИК-2 УФСИН Калмыкии пытают. В ночь с 5 на 6 августа все сотрудники были пьяные, крики и издевательства не прекращались. Били всех. В столовую шли в трусах, на протяжении 3 часов стояли на плацу. Нам угрожают расправой, местью всем мусульманам. Дословно нам сказали сотрудники УФСИН: «Зуб за зуб, кровь за кровь».

Начальник оперативного отдела Виталий Валерьевич заявил, что Атимагомедова и Курамагомедова «опустили, обоссали, заставили пить с параши, головой окунули в дерьмо, избивали их железными душками от кроватей». Нужна помощь и поддержка. Всех мусульман пообещали увезти туда, где у нас будет ‘‘последняя остановка’’».

Целями этих чудовищных экзекуций были не только вымещение злобы, но давление на двух зэков, которые вынуждены были подписать свои «признательные показания».

По данным правозащитников и адвокатов обоих парней, их избиения, пытки и унижения продолжались не один день. Сейчас они находятся в следственном изоляторе Элисты.

Шок, да и только
12 августа руководство УФСИН по Калмыкии вынуждено было допустить в СИЗО к Атимагомедову его адвоката Азу Алиеву. Она была в шоке от увиденного и услышанного от него. 

У Магомеда вся голова были в синяках, уши и руки в порезах, он не мог спокойно дышать, стоять и сидеть… Помимо последствий от многочисленных ударов и пыток, Алиева не могла не обратить внимание на то, что туловище и ноги молодого человека сильно обожжены кипятком. В СИЗО ему не оказывается никакая медицинская помощь потому, что у сотрудников медчасти нет соответствующих медпрепаратов.
Адвокат заявила, что её подзащитный все ранее данные показания отрицает, поскольку они были «даны под давлением», писал ранее «Кавказ Пост».
Речь идёт о том, что Магомед Атимагомедов был вынужден подписать признание, что это именно он наносил заточенным самодельным холодным оружием удары по головам Шевдеева и Сангаджиева.

 «Да, он признаёт себя причастным к тому, что хотел совершить побег. Да, он вступил в сговор с другим осужденным, который отбывал вместе с ним наказание. Но это всё было следствием тех провокаций, которые допускались систематически со стороны сотрудников ФСИН», - прокомментировала Алиева. 

 Адвокат подала заявление в УФСИН России по Калмыкии с просьбой о переводе Атимагомедова в медицинское учреждение для стационарного лечения, но ответа на него пока никакого не получила.

По поводу осуждённого Дауда Курамагомедова информации ещё меньше. Предположительно, он пострадал ещё больше, чем Атимагомедов. Об этом пишет «Черновик».

По данным проекта Gulagu.net (сайт заблокирован Роскомнадзором по решению суда), руководство калмыцкого УФСИН очень не хотело, чтобы со старшим из дагестанцев встретился его адвокат Снежана Мунтян. Но в конце концов встреча всё-таки состоялась.

«Я много чего повидала, но это ни в какие рамки не укладывается. Это не люди, которые с ним это сделали – это звери», – рассказала Мунтян. 

Мунтян заверила, что Курамагомедова сильно били, истязали, подвешивали на дыбу, надругались над ним, совершали насильственные действия над находящимся в беспомощном состоянии человеком и также обливали кипятком. Он также не признаёт свои выбитые с кровью первоначальные показания.
При этом адвокат очень переживает за психическое состояние Курамагомедова и опасается как бы он не наложил на себя руки.

 «Когда вы произносите слово, будьте справедливы»
Так почему же молодые парни решили бежать, но в последний момент свои планы поменяли?
Как ранее рассказывала мать Магомеда Атимагомедова, сын во время свидания примерно год назад говорил ей, что сотрудники ИК-2 не позволяют осуждённым-мусульманам совершать намазы, забирают молитвенные коврики…

 «Они ему всё время угрожали повесить статью за экстремизм. Когда видели его с Кораном в руках, говорили: «Ты экстремист, ты сгниёшь здесь, ты отсюда не выйдешь»», – рассказала женщина изданию «Черновик».

Атимагомедову и другим отбывающим срок в колонии мужчинам с Северного Кавказа сотрудники УФСИН обещали прибавить статьи за экстремизм и терроризм.

Уполномоченный по правам человека в Дагестане Джамал Алиев направил письмо омбудсмену в Калмыкии Валерию Чубу, в котором попросил «разобраться, что привело к трагедии, и дать надлежащую правовую оценку не только действиям подозреваемых в убийстве, но и сотрудников ИК-2». Но пока никакого ответа на запрос не пришло.

Зато Валерий Чуб встретился 11 августа с начальником УФСИН России по Республике Калмыкия Ибрагимом Альсултановым. Они пообщались друг с другом, обсудили ряд моментов, касающихся сотрудничества… Ситуацию в ИК-2 до и после ЧП, а также нынешнее состояние Атимагомедова и Курамагомедова они не обсуждали. По крайней мере, об этом ничего не написала пресс-служба Чуба. 

На официальном сайте УФСИН России по Республике Калмыкия о трагических событиях в Яшкуле ни говорится ни слова.

И всё же на выходных в ИК № 2 УФСИН по Калмыкии приезжали проверяющие из Генеральной прокуратуры РФ и сотрудники Центрального аппарата УФСИН России. Но пока о результатах этого визита ничего не сообщалось. 

«Кавказ Пост» будет продолжать следить за судьбой Магомеда Атимагомедова и Дауда Курамагомедова.

P.S.: Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд 18 июля 2011 г. вынес приговор офицеру управления ФСБ РФ по Республике Калмыкия Александру Сангаджиеву. Он был признан виновным в превышении должностных полномочий, совершённом с применением насилия в отношении подчинённого по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ. И приговорён к лишению свободы на срок три года с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком на один год.
logo
Сделайте «Кавказ Пост» своим источником в Яндекс.Новостях

Новости партнёров

Новости СМИ2